Задача № 9 по праву интеллектуальной собственности (ПИС)

Казус

Между обществом «Проект-Сервис» (исполнителем) и Государственным казенным учреждением Новосибирской области «Управление капитального строительства» (ГКУ НСО «УКС»), выступающим от имени Новосибирской области (государственный заказчик), заключен государственный контракт на создание архитектурного проекта.
Из содержания раздела 1 «Предмет контракта» следует:
«1.1. Исполнитель обязуется в соответствии с требованиями Задания на создание архитектурного проекта в сроки, предусмотренные контрактом, выполнить работы по созданию архитектурного проекта по объекту: «Реконструкция Новосибирского государственного театра музыкальной комедии» (далее – Объект), а Государственный заказчик обязуется принять и оплатить работы на условиях настоящего контракта.
Архитектурный проект должен соответствовать представленному Исполнителем для участия в конкурсе проекту (эскизу, макету и пр.), отражающему концепцию будущего Объекта.
1.2. Государственный заказчик получает исключительное право использования результатов работ Исполнителя, являющихся предметом настоящего контракта, в том числе для строительства (реконструкции) Объекта, а также для строительства (реконструкции) иных объектов, не упомянутых в настоящем контракте, неограниченного количества раз, для иных целей по своему усмотрению, в т.ч. передавать третьим лицам и разглашать содержащиеся в архитектурном проекте сведения, при этом согласия Исполнителя не требуется.
1.3. Финансирование по настоящему Контракту осуществляется за счет средств бюджета Новосибирской области.
1.4. Цена контракта …. рублей».

Дайте анализ условий договора на предмет соответствия действующему законодательству.


Как получить юридическую помощь бесплатно

Решение

Из материалов дела следует, что сторонами договора являются коммерческая организация как исполнитель и государственный заказчик, а в качестве предмета договора указывается выполнение архитектурного проекта для государственных нужд – реконструкция здания государственного театра. В этой связи заключенный договор подлежит квалификации как государственный контракт и вытекающие из него отношения регулируются как общими нормами Гражданского кодекса РФ, так и специального федерального закона о подрядах для государственных или муниципальных нужд, а конкретно – ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно статье 763 Гражданского кодекса РФ, подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее – государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно пункту 1 статьи 766 Гражданского кодекса РФ, государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В случае, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, условия государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы.
Пункт 1.1 содержит условия о предмете договора (разработка архитектурного проекта здания), условия о необходимости соответствия разрабатываемого по договору проекта тому проекту, который был представлен на конкурс, по итогам которого был заключен контракт, а пункты 1.3 и 1.4 – о порядке и источнике финансирования, и стоимости. То есть, получили согласование все существенные условия , которые названы в качестве таковых Гражданским кодексом РФ применительно к государственным контрактам.
Относительно положений пункта 1.2 об исключительном праве государственного заказчика необходимо отметить следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 110.1 ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контракт, предметом которого являются создание произведения архитектуры или разработка на его основе проектной документации объектов капитального строительства, должен содержать условия, согласно которым Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, от имени которых заключен контракт, принадлежит исключительное право использовать произведение архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, созданное в ходе выполнения такого контракта, путем разработки проектной документации объекта капитального строительства на основе указанного произведения, а также путем реализации произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства.
Частью 1 статьи 110.2 того же Закона установлено, что контракт, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, должен содержать условие, согласно которому с даты приемки результатов выполнения проектных и (или) изыскательских работ исключительные права на результаты выполненных проектных и (или) изыскательских работ принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик.
Учитывая предмет договора – разработка архитектурного проекта реконструкции здания государственного театра, – правомерным является включение в пункт 1.2 указания на то, что исключительное право на результат выполненных работ принадлежит государственному заказчику. Но требуется конкретизация – с момента приемки результатов.
Согласно пункту 1 статьи 1229 Гражданского кодекса РФ, гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
Согласно пункту 1 и подпунктам 10 и 11 пункта 2 статьи 1270 Гражданского кодекса РФ, автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.
Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности: практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта; доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).
Соответственно, государственный заказчик как обладатель исключительного права на архитектурный проект с момента его принятия по договору в силу прямого указания закона имеет право использовать его любым способом, в том числе, использовать архитектурные решения в том объекте, для которых они и были предусмотрены договором, для других объектов, не связанных с этим договором, сообщать сведения, содержащиеся в проекте, третьим лицам. И, как обладатель исключительное права, государственный заказчик не обязан испрашивать согласия исполнителя. Поэтому в этой части пункт 1.2 договора закону также не противоречит.
Не является противоречащим закону и условие договора о том, что государственный заказчик как обладатель исключительного права на проект, может отчуждать его третьим лицам, поскольку такое отчуждение прямо предусмотрено пунктом 1 статьи 1233 Гражданского кодекса РФ, согласно которому правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).
Также не является нарушением и указание в договоре, что использование проекта исключительным правообладателем допускается неограниченное количество раз, поскольку статья 1294 Гражданского кодекса РФ, регулирующая права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, отдает приоритет именно диспозитивному (договорному) регулированию. То есть , запрещая многократное использование проекта и предусматривая возможность его повторного использования только с согласия автора, в то же время содержит формулировку – «если иное не предусмотрено договором». То есть договор может предусматривать и иные условия, например, возможность многократного использования и не обязательного получения согласия автора.
При указанных обстоятельствах содержание перечисленных пунктов договора соответствует требованиям действующего законодательства как при регулировании общих вопросов, так и специальных, связанных с исключительным правом на произведение – архитектурный проект, разработанный по государственному заказу на основании этого договора. Единственный момент, требующий конкретизации, – дополнение пункта 1.2 о том, что государственный заказчик приобретает исключительное право на проект с момента его приемки.

Вернуться к списку вопросов