Задача № 8 по налоговому праву

Казус

Организация «Строймонтаж» осуществляла строи¬тельство своего офиса в Заволжском районе г. Ярославля с при¬влечением субподрядчика. Поскольку сама организация состоит на налоговом учете в ИФНС Дзержинского района г. Ярославля, она не встала на учет по месту стройплощадки. Налоговый орган привлек организацию к ответственности по п. 1 ст. 116 НК — за несвоевременное сообщение о постановке на учет обособлен¬ного подразделения и п. 2 ст. 116 НК РФ — за ведение деятель-ности обособленного подразделения без постановки на налого¬вый учет.
В отношении руководителя организации был составлен протокол об административном правонарушении законодатель¬ства о налогах и сборах.

Оцените правомерность решения налогового органа.


Как получить юридическую помощь бесплатно

Решение

Статья 116 Налогового кодекса РФ предусматривает ответственность за:
- нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом (часть 1);
- ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом (часть 2).
Из материалов дела следует, что общество «Строймонтаж» было привлечено к налоговой ответственности за одновременное совершение обоих вышеперечисленных налоговых правонарушений. По мнению налогового органа, правонарушение состояло в том, что общество, состоя на учете в налоговом органе одного муниципального района, не встало на учет на территории другого муниципального района, где осуществляло строительство офиса для осуществления своей деятельности при помощи субподрядной организации. Соответственно, не встав на учет по месту осуществления строительства, общество, по мнению налоговой инспекции, нарушило и срок подачи заявления.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщик обязан встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 23 Кодекса налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации.
В соответствии со статьей 11 Кодекса обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Статьей 83 Налогового кодекса РФ установлено, что организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса.
Отсюда, юридически значимым обстоятельством применительно к материалам настоящего дела является статус строительной площадки, на которой общество «Строймонтаж» осуществляло строительство здания под офис для занятия своей предпринимательской деятельности. Статус обособленного подразделения, исходя из вышеприведенных положений закона, она может иметь в случае, если на ней оборудованы стационарные рабочие места, и само строительство ведется более месяца.
Однако, из материалов дела видно, что общество «Стоймонтаж» осуществляет строительство не своими силами, то есть хозяйственным способом. Для осуществления строительства оно привлекает иные организации – субподрядчиков на основании заключения гражданско-правовых договоров. Данных о том, что на строительной площадке присутствуют штатные работники общества, равно как и том, что функционирование площадки осуществляется к моменту проведения мероприятия налогового контроля в течение более 1-го месяца, из материалов дела не следует.
В этой связи строительную площадку нельзя признать обособленным подразделением, а потому вывод налогового органа о наличии состава налогового правонарушения, предусмотренного статьей 116 Кодекса – «нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе» является ошибочным. Общество «Строймонтаж», уже состоящее на учете в налоговом органе Дзержинского района, не обязано вставать на учет в налоговый орган Заволжского района, ибо не имеет в этом районе обособленных подразделений.
Как усматривается из материалов дела, помимо того, что общество было привлечено к налоговой ответственности, была предпринята попытка привлечь к административной ответственности его руководителя – в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении законодательства о налогах и сборах.
Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит статью 15.3 – нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, субъектом которого являются физические лица (граждане) и должностные лица, в том числе, руководители коммерческих организаций.
То есть фактически за одно и то же правонарушение, связанное с налоговым учетом, организация подлежит привлечению к налоговой ответственности, а руководитель организации – к административной.
Однако, как указано выше, организация не совершала правонарушений – она не обязана была становиться на дополнительный налоговый учет, а, соответственно, ни она, ни ее руководитель не были обязаны подавать заявление о постановке на такой учет. В этой связи производство по делу об административном правонарушении в отношении директора также подлежит прекращению.

Вернуться к списку вопросов