Задача № 8 по административному праву

Казус

Гражданин С. обжаловал в судебном порядке отказ в приеме документов для прохождения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы. Свою позицию он обосновал тем, что пунктом 1 ст. 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» установлены необоснованные ограничения для принятия гражданина на государственную гражданскую службу и прохождения гражданином государственной гражданской службы в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии. Согласно ч. 4 ст. 32 Конституции РФ граждане имеют равный доступ к государственной службе.
Представитель нанимателя обосновал свое решение тем, что для лиц, не исполнивших возложенную на них конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву (при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва), нормативно установлено дисквалифицирующее препятствие для доступа к государственной гражданской службе, сопряженного с повышенными репутационными требованиями к государственным гражданским служащим как лицам, осуществляющим соответствующую деятельность в публичных интересах, и тем самым подобное препятствие преследует конституционно значимую цель сохранения и надлежащего функционирования публичного правопорядка.

Решите дело.


Как получить юридическую помощь бесплатно

Решение

Из материалов дела следует, что С. пытался реализовать свое конституционное право на труд путем замещения вакантной должности государственной гражданской службы. Он подал документы на участие в конкурсе. В приеме документов для участия в конкурсе ему было отказано.
Мотивов отказа в материалах дела не приводится. Однако, исходя из содержания его иска в суд, следует, что отказ в приеме документов для участия в конкурсе был обусловлен тем, что С. не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, что было установлено призывной комиссией. Именно этот отказ, мотивированный данным обстоятельством, С. и оспорил в судебном порядке. Предметом судебного спора являлся именно отказ в приеме документов для участия в конкурсе, а не отказ в допуске к участию в конкурсе и не отказ в поступлении на государственную гражданскую службу.
Согласно части 1 статьи 37 Конституции РФ, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Согласно части 4 статьи 32 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
Из взаимосвязи указанных положений Конституции РФ следует, что право поступления на государственную службы является формой реализации права на труд. То есть, любой гражданин РФ, изъявивший желание занять должность на государственной гражданской службе, вправе обратиться в соответствующий государственный орган с заявлением о прохождении конкурса на замещение должности государственной гражданской службы.
Согласно частям 1 и 12 статьи 22 ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе РФ», поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.
Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Указа Президента РФ от 01.02.2005 № 822 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган: личное заявление; заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, с фотографией; копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс); документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, квалификацию и стаж работы: копию трудовой книжки, заверенную нотариально или кадровой службой по месту службы (работы), и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и (или) иные документы, подтверждающие служебную (трудовую) деятельность гражданина (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые); копии документов об образовании и о квалификации, а также по желанию гражданина копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, документов о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровой службой по месту службы (работы); документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению; иные документы, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
При этом Указ Президента РФ не предусматривает оснований для отказа в приеме документов. Он предусматривает возможный отказ в допуске к участию в конкурсе – в связи с его несоответствием квалификационным требованиям для замещения вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения (пункт 12).
Это предполагает, что документы на участие в конкурсе подлежат безусловному принятию к рассмотрению соответствующим государственным органом. Далее – следует их проверка, по итогам которой принимается решение, допускать гражданина к конкурсу, либо при наличии на то оснований не допускать. Отказ в приеме документов, равно как и основания такого отказа , Указом Президента не предусмотрены.
Из материалов дела следует, что С. изначально отказали именно в приеме документов, то есть даже не приступив к их рассмотрению и анализу, что является недопустимым в силу того, что не предусмотрено действующим законодательством. Именно это и стало причиной обращения в суд. Поэтому требования подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика, изложенные в отзыве, не могут быть приняты во внимание, поскольку не имеют отношения к сути рассматриваемого спора. Они подлежали бы юридической оценке в том случае, если бы документы С. были приняты, а по их итогам принято решение об отказе в допуске к прохождению конкурса, либо по итогам конкурса было бы принято решение об отказе в заключении служебного контракта, как это предусмотрено пунктом 27 Указа Президента РФ от 01.02.2005 № 112, частью 11 статьи 22, главой 16 ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе РФ».

Вернуться к списку вопросов