Задача № 6 по экологическому праву

Казус

Областной комитет по охране окружающей среды выставил на расчетный счет Фабрики технических тканей инкассовое поручение о списании денежных средств в погашение задолженности по платежам за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Фабрика обратилась в арбитражный суд с иском о признании недействительным инкассового поручения, указав, что решение о бесспорном списании указанной задолженности было принято по истечении 60-дневного срока, установленного ст. 46 Налогового кодекса РФ, в связи с чем указанная задолженность может быть взыскана лишь в судебном порядке. Кроме того, истец возражал против суммы задолженности, ссылаясь на то, что им были осуществлены природоохранные мероприятия, связанные с установкой новых очистных сооружений, в связи с чем, сумма платежей подлежит корректировке.

Какое решение должен принять суд?


Как получить юридическую помощь бесплатно

Решение

Согласно статье 28 ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха», за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 16 и части 1 статьи 16.1 ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в частности, за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно части 2 статьи 16 указанного Федерального закона, плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Исходя из системного толкования указанных норм во взаимосвязи с положениями части 2 статьи 8 Налогового кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащая зачислению в соответствующий государственный или муниципальный бюджет, является сбором, то есть обязательным взносом, взимаемым с граждан и организаций, уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности, в данном случае – связанной с негативным воздействием на окружающую природную среду.
Учитывая наличие у платы за негативное воздействие на окружающую природную среду статуса сбора, при решении вопросов, связанных с ее взысканием, подлежат применению нормы статьи 46 Налогового кодекса РФ, о чем особо подчеркнуто в части 10 статьи 46.
Согласно части 2 статьи 46 Налогового кодекса РФ, взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя.
Согласно части 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ, решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
Абзацы 3 и 4 пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ устанавливают для вынесения решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика в бесспорном порядке двухмесячный срок, который исчисляется: 1) со дня, когда общая сумма подлежащего уплате сбора превысила 3 000 руб. – при условии, если такое превышение произошло в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате сбора; 2) со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования об уплате сбора, при условии, если в течение этих трех лет общая сумма сбора не превысила трех тысяч рублей.
В этой связи, если при рассмотрении арбитражным судом заявления Фабрики об оспаривании поручения находит свое подтверждение факт направления этого поручения по истечении срока , установленного статьей 46 Налогового кодекса РФ, поручение и сам факт его направления не могут являться законными. В этом случае требование Комитета о взыскании с Фабрики невнесенной платы за негативное воздействие на окружающую природную среду подлежит рассмотрению арбитражным судом в общем порядке.
Согласно части 10 статьи 16.3 ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду лица, обязанные вносить плату, вправе осуществлять самостоятельно в установленном Правительством Российской Федерации порядке корректировку ее размера.
В том числе, по частям 11, 12.1 статьи 16.3 ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления, а при сбросе загрязняющих веществ организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, – вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, включенных в программу повышения экологической эффективности или план мероприятий по охране окружающей среды, фактически произведенные указанными организациями, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении всех загрязняющих веществ, при сбросе которых указанными организациями вносится плата за негативное воздействие на окружающую среду, а также сумма, на которую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, была снижена плата абонентов указанных организаций за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Согласно частям 12 и 12.1 той же статьи, все вышеперечисленные затраты, не учтенные не учтенные при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в отчетном периоде, учитываются в последующие отчетные периоды.
Из материалов дела следует, что Фабрика проводила природоохранные мероприятия, связанные с установкой новых очистных сооружений, неся на это необходимые затраты.
Сам факт того, что инкассовое поручение выставлено в отношении всей суммы платы, а впервые о необходимости ее корректировки Фабрика сообщила лишь получив такое требование, приводит к выводу, что отчетном периоде, за который выставлено требование, корректировка не проводилась. В этой связи указанная в требовании сумма платы не подлежит уменьшению на сумму произведенных расходов – расходы могут быть учтены в следующем отчетном периоде, за который также подлежит взиманию плата.
Соответственно, выставленное поручение может быть признано арбитражным судом незаконным и не подлежащим исполнению лишь в случае нарушения сроков его выставления. Необходимость корректировки размера платы с учетом того, что за период, за который выставлено требование, корректировка не проводилась, на законность требования не влияет. В этом случае за государственным органом сохраняется право поставить вопрос о взыскании платы в судебном порядке, на основании вынесенного по итогам судебного разбирательства судебного акта и выданного исполнительного документа. Права же Фабрики, обязанной вносить плату и не проведшей ее корректировку в связи с понесенными во взыскиваемом периоде расходами на установку очистных сооружений могут быть защищены посредством учета этих расходов при расчете платы в последующих отчетных периодах.

Вернуться к списку вопросов