Задача № 5 по муниципальному праву

Казус

Жители муниципального района обратились к главе администрации муниципального района с предложением создать центр по предоставлению бесплатного дошкольного образования для детей жителей района, разместив его в неиспользуемом нежилом помещении, принадлежащем муниципальному образованию. Глава администрации ответил, что финансирование любых образовательных мероприятий, осуществляемых органами местного самоуправления, производится за счет средств федерального бюджета. Кроме того, утвержденным порядком распоряжения муниципальным имуществом определено, что имущество предоставляется только за плату.

Обоснован ли отказ главы администрации?


Как получить юридическую помощь бесплатно

Решение

Из материалов дела следует, что жители муниципального образования – района поставили перед главой администрации района 2 вопроса: 1) о создании образовательной организации – центра по предоставлению бесплатного дошкольного образования для детей; 2) об использовании муниципального имущества – размещении планируемого центра в нежилом помещении, находящемся в муниципальной собственности.
Согласно пунктам 3 и 11 части 1 статьи 15 ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Соответственно, поставленные жителями вопросы относятся вопросам местного значения уровня муниципального района и могут быть разрешены органами местного самоуправления этого района в пределах своей компетенции и в соответствии с действующими нормативными актами.
Согласно частям 1 и 2 статьи 51 ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Исходя из положений этих взаимосвязанных норм, для решения вопросов местного значения в пределах своей компетенции, органы местного самоуправления праве использовать и распоряжаться муниципальным имуществом, в том числе, путем предоставления его в пользование различного рода организациям и учреждениям, в данном случае – муниципальному центру дошкольного образования. Однако порядок и условия такой сдачи определяются нормативно – Конституцией РФ, федеральными законами и актами органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.
Это означает, что именно актам органов местного самоуправления отдано приоритетное регулирование вопроса условий и порядка предоставления муниципального имущества в пользование для решения вопросов местного значения. Соответственно, если, как разъясняет глава администрации района, утвержденным порядком распоряжения муниципальным имуществом определено, что имущество предоставляется только за плату, помещение образовательному дошкольному центру может быть предоставлено только на возмездной основе , то есть на праве аренды, по специальному договору, предусмотренному федеральным законом – Гражданским кодексом РФ.
Далее, согласно пунктам 1 и 4 части 1 статьи 9 ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
То есть пункт 1 части 1 статьи 9 ФЗ «Об образовании» текстуально воспроизводит положения пункта 11 части 1 статьи 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в части, исключающей полномочия муниципальных образований по финансовому обеспечению реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными стандартами.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Таким образом, разъяснения главы администрации района, отказавшего жителям в организации центра дошкольного образования с размещением его в находящемся в муниципальной собственности помещении, правомерны лишь частично. Действительно, финансовое обеспечение реализации дошкольной образовательной программы в этом центре должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, от имени которого выступает распорядитель – полномочный федеральный государственный орган. Вместе с тем, само по себе это не препятствует созданию образовательной организации дошкольного типа, более того, – с муниципальным образованием в лице компетентного органа местного самоуправления в учредительском составе, равно как и не препятствует организации работы этого центра. Равным образом отсутствуют препятствия и к размещению центра в нежилом здании, находящемся в муниципальной собственности – муниципальное образование в лице уполномоченного органа может предоставить образовательной организации (центру) это помещение на возмездной основе – по гражданско-правовому договору аренды, так, как это предусмотрено утвержденным порядком распоряжения муниципальным имуществом.

Вернуться к списку вопросов