Задача № 5 по конституционному праву
Казус
В ст. 4.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ записано, что при назначении административного наказания физическому лицу, среди других обстоятельств, учитывается его имущественное положение, а при назначении административного наказания юридическому лицу — его имущественное и финансовое положение. Студентка Григорьева считает, что данные положения противоречат конституционному принципу равенства всех перед законом.
Как получить юридическую помощь бесплатно
Решение
Согласно части 1 статьи 19 Конституции РФ, все равны перед законом и судом.
Согласно части 2 той же статьи, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Указанные конституционные положения получили развитие в части 1 статьи 1.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которой лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. В последующем тексте той же части равный правовой статус лиц, совершивших административные правонарушения, конкретизирован: физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
Системное и взаимосвязанное толкование приведенных положений Конституции РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях, приводит к однозначному выводу, что конституционный принцип равенства применительно к отношениям, регулируемым специальным законом, регламентирующим вопросы привлечения к ответственности за совершение административных правонарушений означает лишь то, что в любом случае, физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит привлечению к административной ответственности. Нарушение принципа равенства имело место бы в тех случаях, когда совершивший административное правонарушение субъект был бы освобожден от ответственности в связи имущественным или должностным положением, происхождением отношением к религии, принадлежностью к определенной национальности, языковой , партийной группе и т.д. (для физических лиц), а также в связи с принадлежностью к определенной организационно-правовой форме – коммерческие ли некоммерческие организации, государственные органы, органы местного самоуправления (для юридических лиц), либо эти обстоятельства учитывались бы при квалификации совершенного правонарушения , назначении наказания за него.
Вместе с тем, не является нарушением конституционного принципа равенства применение специальных правил назначения наказания за совершенное административное правонарушение, когда лицо, совершившее административное правонарушение, тем не менее, привлекается к ответственности, но при назначении наказания учитываются дополнительные факторы, обусловленные особым статусом этого субъекта, либо обстоятельствами совершения конкретного правонарушения, которые не учитываются при отсутствии особого статуса или обстоятельств.
Юридическое лицо – это особая группа субъектов правоотношений, обладающая теми признаками, которых нет у физического лица, и в силу этого при назначении наказания юридическим лицам применяются специальные правила, которые не могут быть применены к физическим лицам.
В этой связи суждения Григорьевой о том, что является нарушением принципа равенства учет при назначении наказания физическим лицам только имущественного положения, а юридическим – как имущественного, так и финансового , – ошибочны.