Задача № 5 по финансовому праву

Казус

Территориальный орган Федерального казначейства решил произвести проверку правильности использования федеральных денежных средств, выделенных из федерального бюджета государственному унитарному предприятию «Дорстрой».
Однако охранники данного предприятия не допустили проверяющих на территорию предприятия.

Оцените правомерность указанных действий участников – Территориального органа Федерального казначейства и государственного унитарного предприятия.


Как получить юридическую помощь бесплатно

Решение

Из материалов дела следует, что предметом запланированной территориальным органом Федерального казначейства проверки является правильность использования денежных средств, выделенных из федерального бюджета.
Согласно частям 1 и 3 статьи 166.1 Бюджетного кодекса РФ, Федеральное казначейства осуществляет бюджетные полномочия установленные настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в том числе, осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса РФ, полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
- контроль за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;
- контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета;
- контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета.
Согласно части 2 той же статьи, при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования.
Согласно пункту 5.15 (1) Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе», Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом, согласно пункту 7.1 (1) того же Постановления, должностные лица Федерального казначейства при осуществлении контрольных мероприятий имеют право прохода в установленном порядке на территорию объекта контроля, а также во все здания и помещения, занимаемые этим объектом, независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы.
Таким образом, органы Федерального казначейства наделены правом проведения проверок правильности использования денежных средств, выделенных из федерального бюджета, для чего должностным лицам этих органов предоставлено право как организовывать и проводить сами проверки, так и в целях их проведения беспрепятственно проходить на территорию объекта контроля.
Наделяя органы Федерального казначейства правом осуществления полномочий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, законодательство установило специальный порядок такого надзора и контроля, определяя объект и предмет проведения контрольно-надзорных мероприятий, а также методические рекомендации по их организации и проведению.
На сегодняшний день, единственным нормативным актом, определяющим предмет и объект контрольно-надзорных мероприятий органов казначейства в финансово-бюджетной сфере за правильностью использования федеральных бюджетных средств является Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) указанных специализированных некоммерческих организаций, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1092.
Кроме того, имеются Методические рекомендации по осуществлению проверок законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, утвержденные Казначейством России 31.12.2019 , согласно пункту 1.2 которых проведение проверок по вопросам законности отдельных финансовых и хозяйственных операций осуществляется в рамках реализации положений пункта 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), абзацев второго и третьего подпункта “а” пункта 6 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1092 (далее – Правила N 1092). Под вопросами отдельных финансовых и хозяйственных операций понимаются вопросы, касающиеся предоставления и использования (расходования) средств федерального бюджета, средств, источником которых являются средства федерального бюджета, предоставляемые на обеспечение функций и полномочий объектов контроля, исполнение (реализацию) государственных программ (федеральных целевых программ, национальных проектов (федеральных, региональных проектов), а также предоставляемые объектам контроля, не являющимся участниками бюджетного процесса, в соответствии с БК РФ.
Отсюда следует, что объектом и предметом контроля со стороны Федерального казначейства в лице его территориальных органов за правильностью использования средств, выделенных их федерального бюджета как вида контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, является ТОЛЬКО деятельность некоммерческих организаций по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) указанных специализированных некоммерческих организаций.
Как следует из материалов дела, объект проверки – деятельность государственного унитарного предприятия «Дорстрой». В силу пункта 2 статьи 50 Гражданского кодекса РФ, государственные унитарные предприятия являются коммерческими организациями, а, значит, не могут подпадать под сферу контрольно-надзорных мероприятий органов Федерального казначейства в форме контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и в виде контроля за правильностью использования бюджетных средств.
Нет в материалах дела сведений и о том, что ГУП «Дорстрой» по роду своей деятельности обеспечивало проведение капитального ремонта в многоквартирных жилых домах, аккумулировало на своих счетах средства, поступающие от жильцов в качестве взносов в фонд капитального ремонта.
Отсюда, планирование и проведение проверочных мероприятий в отношении ГУП «Дорстрой» со стороны органов Федерального казначейства в том виде, как это следует из материалов дела, является неправомерным, и в этой связи у сотрудников службы охраны ГУП «Дорстрой» не было оснований для допуска сотрудников казначейства на территорию предприятия.

Вернуться к списку вопросов