Задача № 4 по жилищному праву
Казус
Семья Дружковых была признана участником программы «Молодая семья» в 2007 г. Данный статус ежегодно «подтверждался» органом местного самоуправления. Однако с достижением Дружковым М. С. возраста 35 лет в 2009 г. данная семья была исключена из программы.
Правомерны ли действия органа местного самоуправления? В каком порядке Дружковы смогут защитить свои права? Решите спор.
Как получить юридическую помощь бесплатно
Решение
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675 утверждена «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы», в состав которой вошла подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.
Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Пунктом 5 названных Правил установлено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 данных правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Нуждаемость в улучшении жилищных условий определяется в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ.
Пунктом 18 определены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, которыми являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 названных правил;
б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 правил … .
Из материалов дела следует, что в 2007 году семья Дружковых стала участником программы «Молодая семья». Следовательно, на момент включения в список участников, она соответствовала формальным критериям для этого, установленным Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285.
Соответствие семьи Дружковых этим критерием не подвергалось сомнению в 2007, 2008 и 2009.
Единственным основанием для исключения семьи Дружковых из программы послужило достижение в период действия лишь одним из супругов – Дружковым М.С. 35-летнего возраста. То есть, по мнению органа местного самоуправления, семья перестала отвечать критериям, установленным подпунктом «а» пункта 5 Правил. Остальные критерии, как-то: нуждаемость в улучшении жилищных условий и наличие достаточного количества денежных средств под сомнение также не поставлены.
Из буквального толкования подпункта «а» пункта 5 Правил, применительно к полной семье, стоящей из обоих родителей, для сохранения статуса участника программы, необходимо , чтобы каждый (не хотя бы один), а каждый родитель не достиг возраста 35 лет. Отсюда, формальное выбытие одного из родителей из участников программы в связи с достижением возраста 35 лет, не влечет автоматически выбытие из программы второго родителя , не достигшего такого возраста.
Поскольку 35-летнего возраста достиг лишь один Дружков М.С., а в отношении его супруги таких данных не имеется, равно как и не имеется данных об утрате нуждаемости в улучшении жилищных условий и падении уровня дохода, достаточного для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, решение органа местного самоуправления об исключении семьи Дружковых из программы не основано на законе.
Согласно части 1 статьи 11 Жилищного кодекса РФ, защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подсудностью дел, установленной процессуальным законодательством.
Способами защиты жилищных прав являются восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, и любые иные способы, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом (пункты 2 и 6 части 2 статьи 11 Жилищного кодекса РФ).
Учитывая неправомерный характер решения органа местного самоуправления, семья Дружковых, чьи жилищные права нарушены таким решением, вправе оспорить его в судебном порядке, путем предъявления требований о признании действий незаконными, возложении обязанности восстановить их в статусе участников жилищной программы.