Задача № 4 по муниципальному праву

Казус

В одном из субъектов Российской Федерации был принят Закон об отдельных вопросах организации местного самоуправления. В нем предписывались единообразные наименования органов местного самоуправления, устанавливались дополнительные требования к главе местной администрации муниципального района и городского округа, замещающему должность на основе конкурса, предусматривался единственный механизм формирования органов местного самоуправления муниципальных районов – свободные выборы, запрещалось в сельских поселениях с численностью населения менее пяти тысяч человек предусматривать возможность работы депутатов на постоянной основе.

Вправе ли субъект Российской Федерации установить подобные нормы?


Как получить юридическую помощь бесплатно

Решение

Согласно части 1 статьи 4 ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», правовую основу местного самоуправления составляют, в том числе, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Отсюда, Закон об отдельных вопросах организации местного самоуправления мог быть принят на уровне региона, что и произошло, исходя из обстоятельств дела.
В силу статьи 6 ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы государственной власти субъектов Российской Федерации регулируют строго определенные вопросы в области местного самоуправления и в случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам применяются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы (часть 3 статьи 6). То есть при выявлении противоречий приоритет в применении имеют федеральные законы, а не законы региона.
Согласно части 1 статьи 6, субъекты РФ в области местного самоуправления регулируют следующие вопросы:
- правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом;
- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;
- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что Закон региона урегулировал следующие вопросы:
- единообразного наименования органов местного самоуправления;
- дополнительные требования к главе местной администрации муниципального района и городского округа, замещающему должность на основе конкурса;
- единственный механизм формирования органов местного самоуправления муниципальных районов – свободные выборы;
- запрет в сельских поселениях с численностью населения менее пяти тысяч человек предусматривать возможность работы депутатов на постоянной основе.
В той или иной степени эти вопросы урегулированы и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
По позиции «А».
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 34 ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Отсюда, единственным источником регулирования вопросов, связанных с наименованием органов местного самоуправления является закон субъекта РФ, а потому интересующий нас Закон региона об отдельных вопросах организации местного самоуправления, устанавливающий единство наименования органов местного самоуправления полностью подлежит применению в данной части.
По позиции «Б».
Согласно части 2 статьи 37 ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
При этом глава муниципального образования, который может являться и главой местной администрации, также может быть выбран на основе конкурса представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией (пункт 1 части 2 статьи 36 ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Однако дополнительные требования могут быть установлены к главе местной администрации законом субъекта РФ только в том случае, если он назначен на должность по контракту, заключенному на основе конкурса, и только тогда, когда он является главой администрации муниципального района и городского округа.
Отсюда, интересующий нас Закон субъекта РФ об отдельных вопросах организации местного самоуправления о дополнительных требованиях к главе местной администрации, замещающему должность по итогам конкурса, применим лишь в той части, которая касается главы местной администрации, назначенного на должность по контракту, и не применим к главе местной администрации, являющемуся еще и главой муниципального образования.
По позиции «В».
Согласно абзацу 1 части 3 статьи 34 ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, приоритетным источником регулирования вопросов формирования органов местного самоуправления является закон субъекта РФ, на котором, в свою очередь, должен быть в указанной части основан и устав муниципального образования. Поэтому интересующий нас Закон региона об отдельных вопросах организации местного самоуправления в части, предусматривающий свободные выборы как единственный способ формирования органов местного самоуправления (не обязательно представительных) также подлежит применению.
По позиции «Г»
Согласно абзацу 2 части 5 статьи 40 ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
Согласно абзацу 3 той же части, установлен исчерпывающий перечень случаев, когда депутатам представительных органов местного самоуправления разрешено осуществлять эти полномочия на постоянной основе. Так, на постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, – 1 депутат.
Норма носит императивный характер и не содержит отсылок к закону субъекта Российской Федерации, которым мог бы быть урегулирован данный вопрос. Соответственно, интересующий нас Закон субъекта РФ, запрещающий в сельских поселениях с численностью населения менее пяти тысяч человек предусматривать возможность работы депутатов на постоянной основе, и связывающий такой запрет исключительно с величиной численности населения, не подлежит применению. Его применение в указанной части должно соответствовать Федеральному закону и зависеть только от численности депутатов представительного органа муниципального образования, а не населения.

Вернуться к списку вопросов