Задача № 3 по налоговому праву
Казус
В ходе выездной налоговой проверки индивиду¬ального предпринимателя Тихонова были опрошены бывшие ра¬ботники (10 человек) на предмет получения ими зарплаты «в кон-вертах» (без надлежащего оформления выплат). Документально подтверждалась только выплата заработной платы в размере ми¬нимальной заработной платы. На основании свидетельских пока¬заний налоговый орган посчитал доказанным то обстоятельство, что фактически заработная плата, выплаченная работникам, пре¬вышала ту, которая отражалась в учете и облагалась налогом на доходы физических лиц. В течение 2015 г. каждому из этих работников ежемесячно «в конверте» выплачивалась сумма 15 000 рублей.
Определить налоговые последствия данной ситуации. Исчис¬лить штрафные санкции.
Как получить юридическую помощь бесплатно
Решение
Согласно части 1 и 5 статьи 82 Налогового кодекса РФ, налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Доказывание обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 настоящего Кодекса, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 54.1 настоящего Кодекса, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с разделами V, V.1, V.2 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 54.1 Налогового кодекса РФ, не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
Согласно части 2 статьи 87 Налогового кодекса РФ, целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Согласно части 1 статьи 90 Налогового кодекса РФ, в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
Отсюда, в целях проверки информации об уменьшении индивидуальным предпринимателем Тихоновой как налоговым агентом налоговой базы по налогу на доходы работников – физических лиц при начислении и выплате заработной платы, налоговый орган был вправе проводить мероприятия налогового контроля как путем проведения выездной проверки, так и путем опроса свидетелей – работников Тихоновой. На основе полученных в результате выездной проверки и проведенных опросов сведений он и пришел к выводу о выплате так называемой «серой» заработной платы, с которой не удерживался и не перечислялся в бюджет налог на доходы физического лица – работника.
Согласно части 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ, налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
При этом, согласно части 3 статьи 122 Налогового кодекса РФ, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
Согласно части 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ, ставка налога на доходы физического лица, – 13 %.
Из материалов дела следует, что у Тихоновой было 10 работников, каждый из которых получал 15 000 руб. необлагаемого дохода налогом в течение 12 месяцев. Отсюда, 1 работник получил за год 180 000 руб. необлагаемого налогом дохода из расчета 15 000 руб. × 12, а 10 работников – 1 800 000 руб., из расчета 180 000 руб. × 10.
Поскольку для исчисления налога берется ставка 13 %, то от суммы 1 800 000 руб. подлежал удержанию и перечислению налог в размере 234 000 руб., из расчета 1 800 000 × 13 %.
Применительно к санкции части 3 статьи 122 Налогового кодекса РФ, 40 % от суммы неуплаченного налога, подлежащие уплате в бюджет в качестве наказания за совершение налогового правонарушения, составляет 93 600 руб., из расчета 234 000 руб. × 40 %.
Согласно статье 75 Налогового кодекса РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, – одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 108 Налогового кодекса РФ, привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора, страховых взносов) и пени.
Отсюда, потенциальные последствия для Тихоновой – взыскание в пользу бюджета недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 234 000 руб. с начисленной на эту сумму пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования. По состоянию на дату 31.12.2015 ставка рефинансирования составляла 8,25 (см. Указание Центрального Банка РФ от 13.09.2012 № 2873-у), а ее трехсотая часть – 0,0275 соответственно. Поэтому до полного расчета с бюджетом наравне с недоимкой Тихонова была обязана выплатить пени в размере 64,35 руб. за каждый день, из расчета 234 000 руб. × 0,0275 %. В качестве налоговой санкции за совершение налогового правонарушения в бюджет подлежат уплате штраф в размере 93 600 руб.
Однако при решении вопроса о применении именно налоговой санкции за совершенное и выявленное нарушение , необходимо учитывать сроки давности привлечения к налоговой ответственности.
Согласно части 1 статьи 113 Налогового кодекса РФ, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).
Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса.
Налоговый период применительно к налогу на доходы физического лица составляет 1 календарный год (статья 216 Налогового кодекса РФ).
Установлено, что правонарушение было совершено в 2015 году, а потому срок давности привлечения исчисляется с момента окончания налогового периода – с 01.01.2016 по 01.01.2019 года. Поэтому если правонарушение было выявлено после даты 01.01.2019, налоговая ответственность Тихоновой в виде уплаты штрафа в размере 93 600 руб. исключена.