Задача № 3 по конституционному праву

Казус

Студенты юридического факультета Морозов и Куликов не могут прийти к единому мнению относительно содержания принципа разделения властей. Морозов считает, что этот принцип означает, что в РФ существуют три самостоятельные власти (законодательная, исполнительная и судебная), каждая из которых не имеет права вмешиваться в деятельность другой. Куликов утверждает, что в РФ существует единая государственная власть, разделенная в зависимости от функций на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), каждая из которых самостоятельна в осуществлении своих полномочий. Оба студента ссылаются на ст. 10 Конституции РФ.

Разрешите спор.


Как получить юридическую помощь бесплатно

Решение

Согласно статье 10 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 18 января 1996 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края» (с особым мнением судьи Конституционного Суда Российской Федерации Н.В. Витрука), разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т. е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах.
Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно – их взаимодействие.
Органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.
В Особом мнении по данному делу судья Витрук Н.В. подчеркнул, что принцип разделения властей означает не только самостоятельность каждой из ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) в пределах своих полномочий, но и их взаимодействие и сотрудничество, что обусловлено единством государственной власти, необходимостью обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты других основ конституционного строя.
Исходя из вышеуказанных позиций, в Российской Федерации существует единая государственная власть, разделенная на три самостоятельные ветви, на три самостоятельные, действующие независимо друг от друга в пределах своей компетенции ветви, но в то же время взаимодействующие друг с другом.
Отсюда, позиция студента Куликова о единой государственной власти, разделенная в зависимости от функций на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), каждая из которых самостоятельна в осуществлении своих полномочий, является более предпочтительной.
Доводы же студента Морозова о безусловном невмешательстве одной ветви власти в деятельность другой нельзя признать обоснованными. В вышеназванном Постановлении от 18.01.1996 № 2-П Конституционный Суд РФ, говоря о взаимодействии ветвей власти указал на возможность реализации полномочий одной власти по прекращению деятельности другой при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений. Изложенное, в частности, означает возможность одной ветви власти, в пределах, предусмотренных законодательством, контролировать деятельность другой ветви власти – например, судебная власть, реализуемая через компетентные суды, полномочная признавать незаконными решения органов законодательной и исполнительной власти. С другой стороны, органы законодательной власти полномочны, например, формировать органы судебной власти (мировые судьи назначаются представительными органами регионов, судьи Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ – законодательного органа страны).

Вернуться к списку вопросов