Задача № 3 по административному праву
Казус
Гражданин Осипов отказался впустить в свою квартиру представителей жилищных органов, которые проводили смотр на лучшее содержание жилых помещений. Дверь в его квартиру была взломана, и осмотр был проведён.
Дайте анализ сложившейся ситуации.
Как получить юридическую помощь бесплатно
Решение
Согласно статье 25 Конституции РФ, жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что правовым основанием для проникновения в жилище помимо воли проживающего в нем лица (в данном случае – Осипова) может быть только судебное решение, либо специальные случаи, установленные исключительно федеральным законом.
Из материалов дела следует, что судебного акта, позволявшего проникнуть в занимаемое Осиповым помещение для осмотра, у представителей жилищного органа не было. Следовательно, необходимо выяснить, имели ли место установленные федеральным законом случаи, которые позволили бы это сделать в отсутствие решения суда.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ в статье 12, части 5 статьи 165 допускает осуществление осмотра, а также обыска и выемки в жилище и при отсутствии судебного решения. Однако эти мероприятия связаны с производством по уголовному делу и могут производиться лишь специальными субъектами, осуществляющими предварительное расследование по уголовному делу. Из материалов же настоящего дела таковых обстоятельств не усматривается.
Жилищный кодекс РФ в части 2 статьи 3 предусматривает, что проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая. Из материалов настоящего дела не усматривается наличия и этих оснований – целью планируемого осмотра являлась оценка содержания помещения.
Пунктом 9 статьи 15 ФЗ от 27.05.1996 «О государственной охране» органам государственной охраны в целях ее осуществления предоставлено право беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций при пресечении преступлений, создающих угрозу безопасности объектов государственной охраны, а также при преследовании лиц, подозреваемых в совершении таких преступлений, если промедление может создать реальную угрозу безопасности объектов государственной охраны, с обязательным уведомлением о всех случаях вхождения в жилые и иные помещения против воли проживающих в них граждан прокурора в течение 24 часов.
Пунктом 11 части 3 статьи 11 ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» предусмотрено, что на территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений, в частности, беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом.
Статья 15 ФЗ от 07.02.2011 «О полиции» предусматривает право сотрудников полиции входить в жилые помещения помимо воли проживающих в нем лиц в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; для пресечения преступления; для установления обстоятельств несчастного случая. Кроме того, такое право предоставлено сотрудникам полиции в случаях, специально предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами:
- пунктом «г» статьи 12 ФКЗ от 30.05.2001 «О чрезвычайном положении», когда в случае введения чрезвычайного положения допускается проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;
- пунктом 12 части 2 статьи 7 ФКЗ от 30.01.2001 «О военном положении», когда в случае введения военного положения могут быть применены меры в виде осуществления проверки документов, удостоверяющих личность граждан, личного досмотра, досмотра их вещей, жилища и транспортных средств;
- частью 5 статьи 165 Уголовно-процессуального кодекса РФ с учетом разъяснений абзаца 2 пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2017 № 19 «О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ), когда в исключительных случаях, если производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения. При этом к исключительным случаям относятся, например, ситуации, когда необходимо реализовать меры по предотвращению или пресечению преступления; промедление с производством следственного действия позволит подозреваемому скрыться; возникла реальная угроза уничтожения или сокрытия предметов или орудий преступления; имеются достаточные основания полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится какое-либо следственное действие, скрывает при себе предметы или документы, могущие иметь значение для уголовного дела;
- абзацем 2 частью 3 статьи 8 ФЗ от 12.08.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности», когда в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий нарушающих неприкосновенность жилища с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов и получением в течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия судебного решения о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекращением его проведения.
Пунктом «з» статьи 13 ФЗ от 03.04.1995 «О федеральной службе безопасности» , органы федеральной службы безопасности имеют право беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено общественно опасное деяние, выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование которого отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении такого деяния, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Обо всех таких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы федеральной службы безопасности уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов.
Жилищные органы не являются ни органами полиции, ни органами федеральной службы безопасности, ни органами государственной охраны, ни органами, осуществляющими предварительное расследование, либо проводящими контртеррористическую операцию. Целью проникновения в жилище не являлась ни одна их тех целей, которые перечислены в вышеприведенных законах, военного, чрезвычайного положения не вводилось, оперативно-розыскные мероприятия либо контртеррористические мероприятия не проводились. Следовательно, проникновение их должностных лиц в жилище Осипова для оценки качества содержания помещения могло быть осуществлено только с согласия Осипова. Такое согласие не только не было получено, было повреждено его имущество – взломана дверь и проведен осмотр.
Соответственно, действия должностных лиц жилищных органов неправомерны и, более того, содержат признаки преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 139 (незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, совершенное лицом с использованием своего служебного положения) и частью 1 статьи 286 Уголовного кодекса РФ – превышение должностных полномочий, то есть совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.