Задача № 2 по финансовому праву

Казус

По результатам проведенной проверки территориальным органом Федерального казначейства были выявлены факты нецелевого использования средств, выделенных из федерального бюджета, Федеральному государственному учреждению культуры «Школа искусств». В связи с этим территориальное управление Федерального казначейства направило данному учреждению предписание с требованием перечислить в доход федерального бюджета 2,5 млн рублей, использованных не по целевому назначению. В связи с неисполнением предписания эти суммы были списаны в бесспорном порядке, руководитель и главный бухгалтер учреждения были привлечены к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Дать оценку правомерности решений органа Федерального казначейства.


Как получить юридическую помощь бесплатно

Решение

Действия органа Федерального казначейства неправомерны.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном казначействе, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 года № 703, Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Согласно части 3 статьи 265 Бюджетного кодекса РФ, контрольной деятельностью Федерального казначейства является внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль. Объектами данного контроля выступают государственные (муниципальные) учреждения, юридические лица, получающие средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, кредиты, обеспеченные государственными и муниципальными гарантиями. Государственный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, осуществляется Счетной палатой Российской Федерации и Федеральным казначейством в отношении юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей (с учетом положений пункта 2 настоящей статьи), которым предоставлены средства из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) (абзацы 4 и 9 части 1, абзацы 1 и 5 части 2.1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса РФ).
Согласно статье 269.2 Бюджетного кодекса РФ, полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (абзац 4 части 1, абзац 3 части 2).
Согласно пункту 4 Положения о Федеральном казначействе, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 года № 703, Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Из материалов дела следует, что выявлены финансовые нарушения в деятельности юридического лица – Федерального государственного бюджетного учреждения, получившего средства из федерального бюджета, – нецелевое использование федеральных бюджетных средств. Нарушения в пределах своей компетенции, предоставленной Бюджетным кодексом РФ и Положением о Федеральном казначействе выявил в ходе контрольного мероприятия – проверки территориальный орган Федерального казначейства, осуществляющий внутренний контроль за соблюдением целей предоставления средств из федерального бюджета. Выявив эти нарушения, территориальный орган Федерального казначейства направил нарушителю соответствующее предписание.
Однако согласно абзацу 1 части 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса РФ, под предписанием понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
Из указанной нормы следует, что направлению предписания должно предшествовать представление – предписание направляется только в том случае, если в установленный срок не были исполнены требования представления. Под представлением, в свою очередь, понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения (часть 2 стати 270.2 Бюджетного кодекса РФ).
Из материалов следует, что представление не направлялось, а, значит, предписание органа Федерального казначейства не является законным, и его неисполнение не влечет административной ответственности кого бы то ни было по части 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Следует отметить, что органом Федерального казначейства нарушен и порядок возврата в федеральный бюджет денежных средств, нецелевое назначение которых он выявил.
Так, в качестве санкции за неисполнение предписания, а не за нецелевое использование средств, он применил бесспорное списание денежных средств.
Однако Бюджетный кодекс РФ – в случае, если предписание является законным, предусматривает иные последствия его неисполнения, а именно – обращение уполномоченного органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (часть 4).

Вернуться к списку вопросов