Задача № 11 по коммерческому праву

Казус

В ходе проверки соблюдения налогового законодательства АОЗТ “Владивостокская фондовая биржа” ИМНС установила, что биржа не облагала НДС плату за входные билеты, плату в виде комиссионного (биржевого) сбора, плату за право участия в торгах. По результатам проверки был составлен акт и принято решение о доначислении НДС и применении соответствующих штрафных санкций на общую сумму 14 500 рублей.
АОЗТ “Владивостокская фондовая биржа” обратилось в арбитражный суд с иском о признании указанного решения ИМНС недействительным.
В обоснование своих исковых требований истец ссылался на то, что от НДС освобождаются операции, связанные с обращением ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей и других), за исключением брокерских и иных посреднических услуг.

Решите дело.


Как получить юридическую помощь бесплатно

Решение

Из материалов дела следует, что налоговый орган провел проверку соблюдения налогового законодательства в отношении АОЗТ «Владивостокская фондовая биржа». В ходе проверки установлен факт того, что АОЗТ не облагала налогом на добавленную стоимость плату за входные билеты, плату в виде комиссионного (биржевого) сбора, плату за право участия в торгах. По результатам проверки АОЗТ доначислен налог на добавленную стоимость и применены штрафные санкции в связи с неначислением и несвоевременной уплатой налога.
Решение налогового органа было оспорено АОЗТ в арбитражном суде. В обоснование иска указано, что, по мнению АОЗТ , налогом на добавленную стоимость не облагаются операции, связанные с обращением ценных бумаг, за исключением брокерских и иных посреднических услуг.
Согласно части 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ, объектом обложения налогом на добавленную стоимость (НДС) являются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, не указанных в подпункте 12.2 пункта 2 настоящей статьи), производимых и реализуемых: общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов; организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в абзаце втором настоящего подпункта общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов; учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются указанные в абзаце втором настоящего подпункта общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям; лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими (отделениями) медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь, наркологическую помощь и противотуберкулезную помощь, стационарных организаций социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами, а также лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы; государственными и муниципальными унитарными предприятиями, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25 процентов.
Согласно пункту 12.2 части той же статьи, не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации следующих услуг: услуг, оказываемых регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли, репозитариями на основании лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности; услуг, оказываемых указанными в абзаце втором настоящего подпункта организациями, непосредственно связанных с услугами, оказываемыми ими в рамках лицензируемой деятельности (по перечню, установленному Правительством Российской Федерации) ; услуг по проведению, контролю и учету товарных поставок по обязательствам, допущенным к клирингу, оказываемых операторами товарных поставок, получившими аккредитацию в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ “О клиринге и клиринговой деятельности”; услуг по принятию на себя обязательств, подлежащих включению в клиринговый пул, оказываемых центральными контрагентами на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности либо при условии получения ими аккредитации в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ “О клиринге и клиринговой деятельности”; услуг по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема организованных торгов, оказываемых маркет-мейкерами в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ “Об организованных торгах”; услуг по обеспечению взаимодействия участников финансовой платформы посредством информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, оказываемых оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ “О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы” в целях обеспечения возможности совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы; услуг по идентификации участников финансовой платформы, оказываемых оператором финансовой платформы финансовым организациям в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ “О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы”; услуг по информационному обеспечению взаимодействия в целях совершения финансовых сделок, оказываемых оператором финансовой платформы участникам финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ “О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы” в порядке, предусмотренном правилами финансовой платформы; услуг по размещению (выкупу) облигаций федерального займа для физических лиц, оказываемых уполномоченными организациями, в том числе с использованием финансовой платформы; услуг, оказываемых оператором финансовой платформы и непосредственно связанных с услугами, указанными в абзацах седьмом – десятом настоящего подпункта (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации); услуг по определению суммы денежных средств (количества иного имущества), подлежащих передаче по договору, являющемуся производным финансовым инструментом, и (или) по договору, заключенному в целях обеспечения исполнения обязательств из договора, являющегося производным финансовым инструментом, предъявлению требований, предусмотренных указанными договорами, совершению иных действий, необходимых для осуществления прав и исполнения обязанностей каждой из сторон по указанным договорам, оказываемых клиринговыми организациями, кредитными организациями, брокерами или депозитариями на основании генерального соглашения (единого договора), договора, являющегося производным финансовым инструментом, или договора, заключенного в целях обеспечения исполнения обязательств из договора, являющегося производным финансовым инструментом; услуг операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, операторов обмена цифровых финансовых активов и (или) операторов инвестиционных платформ, осуществляющих деятельность по организации привлечения инвестиций в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 259-ФЗ “О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”: по оценке технической возможности допуска цифровых финансовых активов и (или) цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, к обращению в информационных системах (инвестиционных платформах); по предоставлению пользователям доступа к своим информационным системам (инвестиционным платформам), в которых осуществляются выпуск, учет и (или) обращение цифровых финансовых активов и (или) цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права; по внесению записей и (или) изменению записей о цифровых финансовых активах и (или) цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, в информационных системах (инвестиционных платформах), в том числе о совершении перехода прав, удостоверенных такими цифровыми финансовыми активами и (или) цифровыми правами, к новому обладателю; по осуществлению с использованием номинальных счетов, открытых указанным операторам, расчетов, связанных с выпуском цифровых финансовых активов и (или) цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, периодическими выплатами по таким цифровым финансовым активам и (или) цифровым правам, выкупом таких цифровых финансовых активов и (или) цифровых прав, а также по сделкам с ними (включая операции, связанные с переводом денежных средств и осуществляемые по номинальному счету); по идентификации пользователей информационных систем по поручению иных операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, а также операторов обмена цифровых финансовых активов. Положения настоящего абзаца не распространяются на реализацию консультационных услуг и услуг по предоставлению прав на использование программ для электронных вычислительных машин (если иное не предусмотрено подпунктом 26 настоящего пункта); услуг, не указанных в абзаце тринадцатом настоящего подпункта и оказываемых операторами информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, операторами обмена цифровых финансовых активов и (или) операторами инвестиционных платформ, при условии, что такие услуги непосредственно связаны с выпуском цифровых финансовых активов и (или) цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, их учетом, обращением, а также с выкупом (по перечню услуг, утверждаемому Правительством Российской Федерации).
Из приведенных положений закона следует, что перечень операций, подлежащих освобождению от обложения НДС , является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Соответственно, любая хозяйственная операция , не включая в этот перечень, подлежит обложению НДС.
Согласно пункту 16 статьи 2 ФЗ от 22.04.1996 «О рынке ценных бумаг», обращение ценных бумаг – заключение гражданско-правовых сделок, влекущих за собой переход прав на ценные бумаги.
Операции, связанные с получением платы за входные билеты, за право участия в торгах (аккредитационный сбор), комиссионного (биржевого) сбора относятся к оборотам по реализации услуг на территории Российской Федерации и в соответствии со статьей 146 Налогового кодекса РФ являются объектом налогообложения. В перечень услуг и операций, освобожденных от уплаты налога на добавленную стоимость, данные услуги не включены.
При таких обстоятельствах применение АОЗТ льготы по налогу на добавленную стоимость является неправомерным, оснований для удовлетворения исковых требований о признании недействительным решения налоговой инспекции в части начисления суммы налога на добавленную стоимость и штрафа не имеется. Иск подлежит отклонению.

Вернуться к списку вопросов