Задача № 10 по муниципальному праву

Казус

Законом области «О наделении органов местного самоуправления муниципального образования В-й район отдельными полномочиями Л-й области» органы местного самоуправления были наделены полномочиями в том числе по принятию решений по переводу жилых домов и жилых помещений в домах государственного и частного фонда в нежилые в порядке, установленном правительством области. Прокурор области обратился в областной суд с заявлением о признании указанного положения недействующим, указав, что согласно ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения вне зависимости от порядка, установленного правительством области.

Решите дело.


Как получить юридическую помощь бесплатно

Решение

Из материалов дела следует, что предметом спора является норма, содержащаяся в законе области , то есть законе субъекта Российской Федерации.
Оспариваемая норма регулирует жилищные правоотношения и компетенцию органов местного самоуправления в решении вопросов перевода жилых домов и жилых помещений в домах государственного и частного фонда в нежилые, а именно. Устанавливая полномочия органов в вопросах такого перевода, она ставит эти полномочия в зависимость от порядка, установленного правительством той же области. По мнению регионального законодателя, орган местного самоуправления при разрешении вопросов о переводе, обязан руководствоваться порядком, установленным законодательством региона, конкретно – нормативным актом правительства этого региона.
В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу РФ и настоящему Федеральному закону.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Статьями 12, 13 и 14 Жилищного кодекса РФ определена компетенция федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулирования жилищных отношений.
В том числе, согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Кодекса, к компетенции органов местного самоуправления относится принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.
Данная норма федерального закона не связывает приятие решений органом местного самоуправления с порядком, разработанным и действующим на уровне субъекта федерации. Напротив, такой порядок предусмотрен главой 3 Жилищного кодекса РФ как единый, применяемый на всей территории страны. Соответственно, положения регионального закона об ином противоречат как этой норме федерального закона, так и нормам главы 3 Жилищного кодекса РФ.
Поэтому требования прокурора подлежат удовлетворению. Аналогичная позиция поддерживается и судебной практикой (см. Определение Верховного Суда РФ от 18.01.2006 № 33-Г05-25).

Вернуться к списку вопросов