Задача № 10 по конституционному праву
Казус
Законодательное собрание Вологодской области внесло в Правительство РФ проект закона для дачи заключения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Конституции РФ. Однако Правительство РФ приняло постановление о возврате проекта закона субъекту права законодательной инициативы по причине отсутствия его финансово-экономического обоснования. Законодательное собрание обратилось в Конституционный Суд РФ с заявлением о признании данного постановления Правительства РФ не соответствующим Конституции РФ. По мнению заявителя, в силу ч. 3 ст. 104 Конституции РФ, Правительство РФ обязано давать заключения на поступающие проекты законов и эта обязанность не зависит от одностороннего усмотрения Правительства РФ.
Решите дело.
Как получить юридическую помощь бесплатно
Решение
Согласно части 1 статьи 104 Конституции РФ, право законодательной инициативы принадлежит, в том числе, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации.
Законодательное собрание Вологодской области является представительным органом региона, которому предоставлено право законодательной инициативы. Соответственно, разработка законопроекта этим органом основана на нормах действующего законодательства.
Согласно частям 2 и 3 статьи 104 Конституции РФ, законопроекты вносятся в Государственную Думу.
Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
Отсюда следует, что по общему правилу законопроект вносится субъектом, обладающим правом законодательной инициативы, непосредственно в Государственную Думу, за исключением случаев, когда он касается вопросов введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. В этом случае, законопроект вносится полномочным субъектом законодательной инициативы не непосредственно в Государственную Думу РФ, а опосредованно – сначала представляется в Правительство РФ и после получения положительного заключения направляется Государственную Думу РФ.
Согласно пункту 2 статьи 26 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве РФ», Правительство РФ дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления законопроекта в Правительство Российской Федерации.
Отсюда следует, что дача заключения по таким специфическим законопроектам является исключительной прерогативой Правительства РФ, и от его исключительного положительного или отрицательного заключения будет зависеть, – будет ли законопроект внесен на рассмотрение Государственной Думы РФ, или нет. Очевидно, что при отрицательном заключении внесение законопроекта на рассмотрение Государственной Думы РФ невозможно.
Соответственно, доводы заявителя о том, что любой законопроект вне зависимости от его содержания подлежит проверке со стороны Правительства РФ, не основано на конституционных положениях. С другой стороны, если законопроект по своему характеру требует обязательного заключения Правительства РФ, то вопрос о его положительном или отрицательном характере зависит только от Правительства РФ. Поэтому доводы жалобы о невозможности одностороннего усмотрения Правительства РФ при рассмотрении требующих его заключения вопросов, тоже не основаны на законе.
Из материалов дела следует, что полномочный субъект законодательной инициативы – представительный орган региона – Законодательное собрание Вологодской области внесло в Правительство РФ законопроект для дачи заключения по части 4 статьи 104 Конституции РФ.
При этом, из материалов дела не конкретизируется, какой именно это был законопроект, касается ли он вопросов, требующих обязательного заключения Правительства РФ. Правительство РФ отклонило законопроект со ссылкой на отсутствие финансово-экономического обоснования.
По причине отсутствия признаков законопроекта, содержащихся в части 3 статьи 104 Конституции РФ, и при наличии исключительной прерогативы Правительства РФ для дачи заключения по законопроектам, указанным в этой норме, акт Правительства РФ является обоснованным.
Учитывая, что у законопроекта отсутствуют признаки, предусмотренные частью 3 статьи 104 Конституции РФ, субъект законодательной инициативы вправе обратиться непосредственно в Государственную Думу РФ, минуя Правительство РФ.