Задача № 10 по экологическому праву

Казус

Арбитражный суд области своим решением взыскал в пользу истца – областного комитета по охране окружающей среды – с заготовительного потребительского общества сумму ущерба, причиненного сбросом загрязненных сточных вод в реку. В судебном заседании было установлено, что в результате сброса сточных вод возникло превышение в несколько раз предельно допустимых концентраций вредных веществ в реке, что причинило вред рыбным запасам и создало угрозу причинения вреда здоровью граждан. Ответчик против иска возражал. Он считал, что сумма ущерба уже выплачена предприятием путем внесения платежей в экологические фонды за нормативное и сверхнормативное загрязнение окружающей среды.

Решите дело.


Как получить юридическую помощь бесплатно

Решение

Из материалов дела следует, что предметом исковых требований является возмещение вреда , причиненного окружающей природной среде.
По делу установлено, что такой вред действительно был причинен – ответчик производил сброс загрязненных сточных вод в реку, что привело в превышению предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде, и отсюда – к вреду рыбным запасам и созданию угрозы здоровью граждан.
Ответчик не оспаривал сам факт сброса и причинения вреда. При этом он является плательщиком взносов за нормативное и сверхнормативное загрязнение окружающей среды, исполняет обязанность по внесению этих взносов и полагает, что они сами собой являются возмещением вреда, причиненного окружающей природной среде.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 16 ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в частности, за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее – сбросы загрязняющих веществ).
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (часть 1 статьи 16.1 Закона).
Согласно части 1 статьи 16.6 Закона об охране окружающей среды, плата за негативное воздействие на окружающую среду, зачисленная в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, направляется на выявление объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия – на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Отсюда, плата за негативное воздействие на окружающую природную среду, носит компенсационный характер: внося ее, плательщик, осуществляющий в данном конкретном случае сброс загрязняющих веществ в водные объекты, финансирует организацию и осуществление мероприятий по снижению, ликвидации негативных последствий такого сброса.
В то же время, согласно части 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно части 1 статьи 78.2 Закона, средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным объектам, вследствие нарушений обязательных требований, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным объектам, вследствие нарушений обязательных требований, зачисленные в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, направляются на выявление объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия – на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Анализ указанной нормы в сопоставлении с назначением взимаемой и вносимой платы за негативное воздействие на окружающую природную среду показывает, что у них одинаковое назначение: как плата, так и возмещение ущерба при отсутствии такой платы имеют одно компенсационное назначение – восстановление природных объектов, минимизация или ликвидация последствий негативного воздействия.
Ответчик по делу осуществляет деятельность, связанную с загрязнением окружающей природной среды, но в то же время является добросовестным плательщиком средств за негативное воздействие на окружающую природную среду, которые как раз и имеют своим назначением финансирование мероприятий по ликвидации и минимизации вредных последствий.
По делу не установлено, что ущерб причинен на сумму, большую, чем внесено платы за негативное воздействие на окружающую природную среду. В этой связи дополнительного взыскания денежных средств в счет возмещения ущерба от негативного воздействия на окружающую природную среду не требуется, а иск подлежит отклонению.

Вернуться к списку вопросов