ЗАГАДОЧНАЯ ФИГУРА ФИНАНСОВОГО ОМБУДСМЕНА


Как получить юридическую помощь бесплатно

19/03/2020

Претензионный порядок урегулирования страховых споров по федеральному закону об ОСАГО существует давно. Если страховая компания отказала в выплате, либо занизила ее, то перед тем, как обратиться в суд, необходимо направить страховщику претензию – требование о выплате, приложив все необходимые документы, и обосновав его.

В 2018 году в закон об ОСАГО были внесены очередные изменения, результатом которых стала дополнительная ступень претензионного порядка – так называемый финансовый омбудсмен или уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг. Его статус даже урегулирован специальным федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей в сфере финансовых услуг», принятым 04.06.2018 года. Схема досудебного (претензионного) порядка работы с просрочившими выплату или отказавшими в выплате страховыми компаниями сейчас выглядит следующим образом. Направляется претензия в страховую компанию, и терпеливо ожидаем ответа. Если в установленный срок ответ не поступил, или поступил такой ответ, который не устроил пострадавшего, в суд обращаться еще рано. На очереди – обращение к финансовому омбудсмену. О таком обращении мы и поговорим в данной статье.

В век высоких информационных технологий обращение принято направлять в электронной форме. Но отнюдь не в виде простого письма по электронной почте, а посредством заполнения специальной формы. Для заполнения формы необходимо зайти в интернете на сайт финансового уполномоченного (назовем его так для краткости) и зарегистрировать там личный кабинет, получив на свой номер мобильного телефона пароль. После того, как пароль получен, мы имеем доступ в личный кабинет, в котором и находится та самая форма. Заполняем графы, прикрепляем документы. В основной графе коротко описываем произошедшее событие, указываем, что обращались в страховую компанию и почему нас не устроил ее ответ. Важно – если спорная ситуация уже рассматривалась или рассматривается в суде – нужно указать и об этом, и о том, каков результат судебного рассмотрения. Если принято решение по существу спора – омбудсмен вам уже не помощник. Если иск оставлен без рассмотрения, например, из-за несоблюдения досудебного порядка в виде обращения к финансовому уполномоченному, – то вам как раз сюда. Из документов прикрепляем все, что необходимо – сканы водительского удостоверения, полиса ОСАГО, заключение об оценке стоимости ущерба, трасологическое исследование (если есть), переписку со страховой. В общем-то, и все. Предлагаемая к заполнению форма достаточно проста в понимании, и после того, как она заполнена, достаточно нажать клавишу «Отправить», и все – обращение ушло к финансовому омбудсмену.

После отправки сообщения, в личный кабинет и на электронную почту, которую вы укажете при регистрации личного кабинета, начнут приходить сообщения о статусе рассмотрения вашего обращения. Хронологически этого выглядит так – «Принято к рассмотрению», «Находится на рассмотрении», «Рассмотрено». Иногда встречаются и промежуточные сообщения, например, «Рассмотрение приостановлено». Происходит это, например, в тех случаях, когда омбудсмен запрашивает дополнительную информацию у той же страховой компании, либо обращается к экспертным организациям. Если обращение получает статус «Рассмотрено», то в сообщении мы увидим прикрепленный файл в виде решения финансового уполномоченного. Это может быть решение об отказе в выплате, удовлетворении/частичном удовлетворении вашего обращения. Обращения не могут быть односложными – как и судебное решение, финансовый уполномоченный должен нормативно и со ссылками на установленные им обстоятельства мотивировать свои выводы. Вот после этого, если уж и ответом финансового омбудсмена вы не удовлетворены, вы можете обращаться в суд и отстаивать свои интересы уже там.

Видимо, из-за достаточно большого количества обязательных теперь уже обращений к финансовому уполномоченному, он тоже может задержать с ответом, либо вообще не дать его. Тогда, по прошествии нормативного срока с момента поступления обращения на рассмотрение, вы тоже можете обратиться в суд. И в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, целесообразно указать финансового омбудсмена или же по ходе рассмотрения заявить ходатайство о привлечении его к участию в деле. Ведь вы же предъявили суду доказательства направления уполномоченному вашего заявления, доказательства получения. А ответа на заявление нет. Неизвестно, какие меры принял омбудсмен, как отреагировал и отреагировал ли вообще. Эти обстоятельства являются юридически значимыми, требуют выяснения в ходе судебного разбирательства.

Для справки – обращение к финансовому омбудсмену можно направлять и по почте России. У него в распоряжении имеется аппарат, расположенный по адресу: город Москва, Старомонетный переулок, дом 3, а его полное название – Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного (сокращенно – СОДФУ). Обращение на бумажном носителе аналогично электронному – то же заявление, тот же пакет документов, только способ отправки иной. Конечно, не забываем про опись вложения и уведомление о вручении. Документы СОДФУ, разумеется, получает, но на поступившие по почте России он, как правило, и реагирует не особенно хорошо. Именно с такими обращениями, как правило, и бывает так, что уведомление о поступлении есть, а сведений о рассмотрении и принятом решении нет. Электронный все же предпочтительнее.

Вернуться в раздел Советы юриста