ВНИМАНИЕ! ПОГОВОРИМ О КАРАНТИНЕ


Как получить юридическую помощь бесплатно

30/03/2020

Распространение пандемии и рост числа заболевших граждан неизбежно повлекли изменения в административной практике. «Активнее» начала применяться статья 6.3 КоАП РФ – нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучии населения. Постоянно идет речь об ужесточении административной и уголовной ответственности за соответствующие нарушения. Одновременно с этим на уровне регионов вводится комплекс ограничительных (карантинных) мероприятий. В этой статье поподробнее поговорим о том, что же представляет собой такое требование законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, как карантин, и когда можно говорить об их нарушении.

Пока еще, до внесения планируемых изменений, диспозиция статьи 6.3 КоАП РФ звучит следующим образом: «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий». Ключевые слова – «законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Рассмотрим более детально.

Законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения представлено одноименным Федеральным законом от 30.03.1999 года № 52-ФЗ. В составе этого Закона имеется глава IV – «Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия». Одно из таких мероприятий мы уже начали ощущать на себе в полной мере – карантин или ограничительные мероприятия (статья 31).
Ограничительные мероприятия они же – карантин вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. В сегодняшней ситуации возникновение и распространение инфекционного заболевания – коронавирусной инфекции COVID-19 факт неоспоримый. Следовательно, введение ограничительных мероприятий (карантина) как в целом по стране, так и в отдельно взятых регионах, и даже – на территории муниципальных образований, например, города или района в составе субъекта Федерации – представляется вполне обоснованным.

Теперь посмотрим, кем и на основании чего применяются ограничительные мероприятия (карантин). Основанием является не само по себе распространение (появление) вирусного заболевания. Необходимо, чтобы для введения карантина в связи с таким заболеванием были даны рекомендации, предложения и предписания главных санитарных врачей и их заместителей. Компетенция же по введению карантина зависит от того, на территории какого образования он вводится. Если мы говорим о Российской Федерации в целом, ограничительные мероприятия применяются Правительством РФ на основании его решения. Свежий пример – Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-Р, согласно которому, в частности, с рядом изъятий ограничен въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе, прибывающих с территории Республики Белоруссия, а также граждан этой республики. Именно на основании таких вот правительственных распоряжений ранее ограничивались выезды российским гражданам в зарубежные страны с неблагоприятной, угрожающей жизни и здоровью эпидемиологической ситуацией. Содержание распоряжений доводилось до сведений Министерства транспорта РФ, Росавиации, а те уже принимали конкретные меры для их исполнения.

Соответственно, на уровне региона полномочиями введения карантинных мероприятий обладает его компетентный орган исполнительной власти (на примере Республики Татарстан – Президент Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан), на уровне муниципального образования – соответствующий орган местного самоуправления. Пример – приостановка межмуниципальных перевозок, пассажиров и багажа, которая вводится в Республике Татарстан с 01.04.2020 года в целях недопущения распространения все той же коронавирусной инфекции.

Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Говоря о санитарных правилах нельзя не упомянуть так называемое Санитарно-эпидемиологическое нормирование, в рамках которого собраны нормы и рекомендации, касающиеся эпидемиологии, профилактики инфекционных болезней и дезинфекции. Применительно к новой коронавирусной инфекции мы имеем в виду информацию того же Правительства РФ о мерах по защите населения от инфекции, Министерства здравоохранения РФ о порядке организации работы медицинских учреждений и электронном сервисе для граждан по коронавирусу, Роспотребнадзора о рекомендациях Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Возвращаясь же к вопросу об ответственности, она – в случае с карантином – наступает при нарушении ограничений, установленных компетентными органами при наличии достаточных оснований, а формой выражения (если хотите – внешним видом) такого нарушения является невыполнение или даже противодействие предпринимаем «карантинным» мерам, рекомендациями, процедурам, необходимым для защиты от инфекции.

Вернуться в раздел Советы юриста