ВНИМАНИЕ: АВТОДОРИЯ-СТАРТ, АВТОДОРИЯ-ФИНИШ!


Как получить юридическую помощь бесплатно

01/10/2021

Для борьбы с превышением разрешенной скорости движения была изобретена система «Автодории», а на основе ее работы появилась практика привлечения к ответственности за превышение так называемой средней скорости движения. Смысл системы заключается в следующем. На определенном участке местности – неважно – город или трасса устанавливается несколько взаимосвязанных между собой камер, фиксирующих, с какой скоростью твой автомобиль движется по определенным улицам (участкам трассы) в определенный промежуток времени. Скажем, едет автомобиль по Казани. Проезжает улицу Чуйкова – одна скорость, поворачивает на Лаврентьева – другая, при выезде на проспект Ямашева – третья. Далее, показатели регистраторов скорости сопоставляются, и итог – средняя скорость. Ее превышение квалифицируется как одно правонарушение – вне зависимости от того, что по разным улицам машина ехала с различными скоростями.

Одно из таких административных дел, в котором к гражданину-водителю был применен штраф за превышение средней скорости, зафиксированной и рассчитанной при помощи системы «Автодории», в 2019 году дошло до Верховного Суда России. Высший судебный орган страны отменил все решения и постановления нижестоящих инстанций и недвусмысленно намекнул, что «штрафовать» за среднюю скорость – незаконно. Решение Верховного Суда вышло еще в 2019 году, но, несмотря на это, органы ГИБДД при последующей поддержке районных – областных судов продолжали «выписывать» постановления о штрафах на основе данных «Автодории». И лишь в 2021 году , просматривая ленту новостей в «Яндексе», я с удовлетворением для себя увидел сообщение, что ГИБДД перестало применять штрафы за превышение средней скорости.

Я не буду подробно цитировать определение ВС от 2019 года. Тем более, ни к чему рассказывать все подробности дела гражданина, дошедшего до высокой инстанции. Все это есть в свободном доступе на сайте суда, и любой желающий может ознакомиться с документом. Не говорю уж об информационно-справочных правовых системах. Коротко – почему, в принципе, незаконны вот такие «автодорные» штрафы «за среднюю скорость».

Что нужно точно и обязательно установить для выявления состава административного правонарушения? Закон указывает – время и место его совершения. Анализ мной одного «автодорного» постановления показывает, что система с такой задачей не справляется. Вы только посмотрите (цитирую дословно), как она это определяет: 72 км/час в 09:05:23 – участок город Казань, ул. Фатыха Амирхана, ЛЭП-2, ост. Четаева в направлении проспекта Ямашева и 67 км/час в 09:06:02 – участок город Казань, ул. Фатыха Амирхана, дом 12а, в направлении улицы Маршала Чуйкова. Далее выведен итог – средняя скорость, рассчитанная из двух вышеприведенных показателей – 86 км/час, такое же «усредненное» направление движения – Республика Татарстан, город Казань, ул. Фатыха Амирхана, от ЛЭП № 2, остановка Четаева до дома 12А в направлении улицы Маршала Чуйкова, и итоговое время – 09:06:02 – время прохождения второго участка дороги.

Нужно учитывать, что по своей природе правонарушение – превышение установленной скорости движения – не является длящимся, поэтому в постановлении должно содержаться точные время и место его совершения, под которым понимается место совершения противоправного действия независимо от места наступления последствий. Указание же отдельных участков городской улицы и находящихся на ней различных отдельных друг от друга объектов в качестве места совершения административного правонарушения является недопустимым, поскольку место и время совершения предполагаемого правонарушения должны быть установлены четко, а не по обрывочным, «усредненным» значениям.

Теперь к самому «общественно вредному» деянию – превышению скорости. Закон требует четкого указания – насколько и какая скорость была превышена. «Автодорная» система не справилась и с этим. Да, она фиксирует скоростные показатели в различные периоды времени на различных участках дороги, опять же выводя «средний», то есть приблизительный итог. А нужен точный. Тем более, «Автодория» ведь не регистрирует такие события, когда машина стоит, и скорости у нее вообще нет, либо съезжает с трассы на проселочную дорогу, дорогу-дублер, по которой может ехать с какой угодно скоростью. Значит, то, что она вычислила по ходу своего расположения – уже имеет погрешность, далекую от реалий, что также не допускается, поскольку речь идет – подчеркиваю – о привлечении к ответственности.

Ну и последний момент – вот тут уж, с позволения читателей, выдержка из определения Верховного Суда – указание в постановлении по делу об административном правонарушении средней скорости движения транспортного средства не предусмотрено законом.

Вернуться в раздел Советы юриста