ТАМОЖНЯ «ДОБРА»… НЕ ДАЕТ


Как получить юридическую помощь бесплатно

30/03/2019

Интересную задачку с «таможенным уклоном» подкинули недавно мне для раздумья. История такая. Гражданин – ветеринарный врач и работник крестьянского (фермерского) хозяйства, находясь на отдыхе в одной популярной стране, приобрел ветеринарный препарат – несколько флакончиков чудодейственной жидкости для профилактики специфических болезней крупного рогатого скота. Упаковал он их в ручную кладь, сел в самолет, а по прибытии в аэропорт нашего славного города двинулся со своей сумочкой и флакончиками по «зеленому» таможенному коридору. Бравый инспектор таможни твердым, как алмаз, голосом потребовал предъявить кладь к досмотру. И тут на свет божий показались флакончики со снадобьем. На вопрос, почему не прошел через «красный» коридор и не задекларировал, от прилетевшего пассажира последовал правдивый ответ, что лекарство он привез не для реализации, а для использования в хозяйстве, на ферме.

Тем не менее, таможенник изъял товар, направил на специальную экспертизу и возбудил дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, – недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию. Санкция, предусмотренная этой статьей, по отношению к физическим лицам не грозит какими-либо серьезными финансовыми потерями. Но был вопрос принципа, и я открыл Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).

Данный нормативный акт устанавливает, что за небольшим исключением товары, перемещаемые через таможенную границу, и предназначенные для использования в личных нуждах (предположим, как у нашего соотечественника), не требуют обязательного декларирования. Есть, конечно, случаи, когда такое декларирование требуется и для «личных» товаров, но не здесь. Другое дело, когда ввозишь импортные товары для распространения и перепродажи. Тут и декларировать надо, и пошлину таможенную уплатить придется. Должностное лицо таможенного органа, возбуждая дело в отношении нашего пассажира, указало, что характер и количество товара, перемещаемого через таможенную границу, не позволило таможенному органу в порядке, определенном пунктом 4 статьи 256 ТК ЕАЭС отнести данный товар к товарам для личного пользования. Однако почему не позволило, какие причины помешали это сделать, таможенник указать не соизволил, а растерявшийся пассажир, разумеется, об этом его не спросил, а только возмущался, почему, мол, у него все изъяли – КРС ведь заболеет!

Согласно пункту 4 статьи 256 ТК ЕАЭС, отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из: 1) заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации; 2) характера и количества товаров; 3) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес. Применительно к обстоятельствам нашего дела, интересен именно подпункт 2 – «… исходя из характера и количества товаров». Но я перерыл весь Кодекс Союза, и в его содержании тоже не нашел никаких количественных и качественных характеристик, при которых таможенные органы не могут квалифицировать ввозимый товар как предназначенный для личных нужд. То есть, получается, свобода «таможенного» усмотрения – таможенный орган по своему разумению в одном случае относит товары к товарам для личного потребления, не подлежащим декларированию, в другом те же товары не относит. Благодатная почва для злоупотреблений и коррупционной составляющей, скажете вы. Нет, ничего подобного.

Обнаружил я в базе так называемый акт, содержащий разъяснения законодательства и обладающий нормативными свойствами. В апреле 2018 года Минфин России, отвечая на вопрос об отнесении товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования и нормах ввоза таких товаров без уплаты таможенных пошлин, налогов, подготовил письмо № 03-10-03/25651. Согласно этому письму, количественные характеристики критериев, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 4 статьи 256 ТК ЕАЭС, и (или) дополнительные критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, к товарам для личного пользования определяются Евразийской экономической комиссией (далее – ЕЭК). До настоящего времени ЕЭК указанные количественные характеристики не определены. Разработка соответствующего решения ЕЭК запланирована на 2018 год.

Но прошел и 2018 год, и четверть 2019 года (задержали, кстати, нашего пассажира в начале марта 2019 года), а ЕЭК до сих пор такого решения не разработала и не приняла. Однако дальнейшее изучение текста письма показало, что Минфин, видимо, предвидел такие «затяжки» в работе ЕЭК. Поэтому пока, на первое время, в том же письме определил, что отнесение ввозимого товара к товару для личных нужд, не подлежащего таможенному декларированию, и не облагаемого таможенной пошлиной, зависит от того, сколько этот товар стоит в денежном выражении и (или) весит. И вот с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 года включительно стоимость товара не должна превышать сумму, эквивалентную 1 000 евро, и (или) вес должен не превышать 50 кг.

Тогда мне стало ясно – именно экспертиза определит, привлекать ли нашего пассажира к административной ответственности или нет. Если рыночная стоимость лекарства (подчеркиваю – рыночная, а не договорная, поскольку купить он мог его, условно говоря, за три копейки) менее 1 000 евро, и (или) вес не превышает 50 кг, все – дело подлежит прекращению за отсутствием состава. В противном случае его ждет штраф в размере от одной второй до двукратного размера стоимости ветеринарного препарата, с его конфискацией или без таковой либо конфискация препарата.

Вернуться в раздел Советы юриста