ПРО АБОНЕНТСКИЙ ДОГОВОР


Как получить юридическую помощь бесплатно

07/10/2022

2014-2015-ый годы отметились внесением крупных изменений в российский Гражданский кодекс. В частности, претерпела такие изменения общая часть, и то, что раньше, в общем-то, существовало лишь на уровне судебной практики и разъяснений, теперь есть в прямом тексте закона. Оказывается, есть такие категории, как «договор присоединения», «рамочный договор», «абонентский договор». Попробую постепенно в своих статьях рассказать о каждой такой разновидности, и вот в алфавитном порядке начну с абонентского договора. Впрочем, такую новинку, как «опционный договор», я, кажется, уже где-то разбирал.

Я, как все знают, оказываю юридические услуги, и ко мне обращаются представители бизнеса. Многие из них «хотят» ко мне на абонентское обслуживание и спрашивают – какова будет стоимость. А я, в свою очередь, говорю, что и сам на абонентское обслуживание не люблю кого-либо брать, и не беру, да и клиентам становиться абонентами не рекомендую. И сейчас скажу, почему.

Согласно статье 429.4 Гражданского кодекса РФ, договором с исполнением по требованию (абонентским договором) признается договор, предусматривающий внесение одной из сторон (абонентом) определенных, в том числе периодических, платежей или иного предоставления за право требовать от другой стороны (исполнителя) предоставления предусмотренного договором исполнения в затребованных количестве или объеме либо на иных условиях, определяемых абонентом. Абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.

А теперь перевожу с юридического на русский. Абонентское обслуживание по договору предполагает, что в течение срока, определенного таким договором (впрочем, срок – условие не существенное), исполнитель обязан что-то делать для заказчика только в том случае, если заказчик это попросит. Проще говоря, сделает заявку на тот или иной вид услуги. Нет заявки, исполнитель ничего и не делает. А вот что касается заказчика-абонента, то он платит ВСЕГДА, независимо от того, делал он заявку или нет. То есть если в течение срока действия абонентского договора услуги юриста и не понадобились, абонент все равно должен вносить деньги, фактически, платя ни за что.

Очевидно, что если у заказчика нет никаких заявок для обслуживающего юриста, то нет для него и никакой выгоды – услуг он не получает, потому что в них не нуждается, но деньги платит. Такое уж он взял на себя обязательство по абонентскому договору. Но, хочу сказать, что и для юриста-исполнителя абонентский договор тоже может оказаться невыгодным, стать, что называется, в тягость, превратиться даже в некую обузу.

Если заявок от заказчика нет, это хорошо. А если заявок много, сыпятся одна за другой? Вот в нашем случае – допустим, предметом договора является абонентское юридическое обслуживание некоей фирмы. Но что означает юридическое обслуживание? А это означает весь комплекс юридических услуг за одинаковую абонентскую плату, вносимую в определенный срок. От консультаций до ведения сложных судебных дел в различных инстанциях. Если у фирмы развитая хозяйственная деятельность, много контрагентов, да еще корпоративные моменты то тут, то сям всплывают, то правовых вопросов у нее может быть очень много. И вот тут юрист, занимающийся абонентским обслуживанием, может просто взвыть. Работы полно, а оплата за все одинаковая. Очень уж начинает походить на трудовой договор. Абоненту, конечно, хорошо именно в данном случае. Вопросов много, а оплата их решения – всегда одинаковая, независимо от сложности. Для абонента это дешевле и радостнее.

Поэтому я не отдаю предпочтения абонентскому обслуживанию. Хотя, в свое время, когда еще был легковерен, да молод, пытался заключать подобные договоры, но, сейчас уже считаю, к счастью – ничего не вышло из этой затеи. Во-первых, лично мне непонятно, как модно получать деньги, ничего за это не делая. Ну вот нет заявок у клиента, но платить-то он все равно обязан, договор-то абонентский! Постепенно и до клиента доходит – а за что он должен платить, если ему ничего от юриста не нужно? И вот так абонентский договор сам собой и прекращает свое существование.

Во-вторых, клиенты ведь разные бывают. Некоторые начинают просто злоупотреблять, подгоняя под предмет абонентского договора дела своих родственников, знакомых, коллег. Ведь я же, мол, тебе деньги-то плачу, и новенький пришел от меня, так что помогай ему за то, что я тебе каждый месяц отстегиваю , – рассуждает такой вот клиент. Начинаешь протестовать – все , не сработались. И снова абонентский договор «скис», сошел на нет.

Примеров негативных можно приводить много. И во избежание их повторения я всегда иду с клиентом на разовую сделку, в рамках которой я обязуюсь оказать не какое-то абстрактное обслуживание, а получаю конкретное задание. И клиент платит опять же за конкретное, данное мне задание. Что, еще одно задание появилось? Оно будет выполняться мной, и оплачиваться клиентом отдельно, независимо от первого задания. И мне, как видите, понятно, что, в каком объёме и для кого я делаю, и клиент знает, за что конкретно он платит.

Вернуться в раздел Советы юриста