ПОСЛЕДСТВИЯ COVID-19


Как получить юридическую помощь бесплатно

22/03/2020

Вспыхнувшая пандемия коронавирусной инфекции не замедлила сказаться на появлении различного рода юридических вопросов. Один из них связан, безусловно, с тем, что были отменены многочисленные рейсы из России в зарубежные страны. Сорвались туристические поездки. Те, кто покупал путевки в туристических агентствах или у туроператоров начали требовать возврата денежных средств. Последние же, в свою очередь, не спешат осуществлять возврат. Оно, в общем-то, понятно – туры раскупались массово, стоят они не дешево. Попробуй, верни клиентам разом все полученные суммы – разоришься! Пытаются турагентства и туроператоры выйти из щекотливого положения малой для себя кровью – депонируют внесенные средства в счет возможных будущих поездок, а если что-то возвращают, то стремятся сделать это с удержаниями, иногда весьма существенными. Но по-человечески – это одно, а вот можно ли войти в положения с точки зрения правовой?

Конечно, если клиент настаивает на возврате денежных средств, ни в какую не соглашаясь подписывать дополнительное соглашение о переносе даты начала тура, турагентство (туроператор) обязаны денежные средства вернуть. Под попытку удержания денежных средств подводится база, заложенная в Гражданском кодексе РФ и Законе о защите прав потребителей. Там сказано, что если потребитель (заказчик) услуги отказался от исполнения договора в одностороннем порядке (а это его безусловное право), он обязан возместить исполнителю фактически понесенные расходы. В нашем случае это, как правило, оплаченный турагентом (туроператором) перелет туда-обратно, бронирование отеля. Итого, к возврату – всего ничего. Договоры с турагентами (туроператорами) почти всегда содержат аналогичные нормы об удержаниях, основанные как раз вот на этом законоположении.

Надо сказать, что в плане удержаний турагент (туроператор) прав лишь в одном случае – если отказ клиента от тура вызван субъективными причинами, целиком и полностью зависящими от воли и желания потребителя. Ну, допустим, не смог вылететь в согласованную дату по причине срочной работы, семейных обстоятельств, да даже и состояния здоровья (правильно – нечего болеть перед отпуском!). Или отказался от поездки, вообще не объясняя причин (по закону можно). То есть удерживать фактически понесенные расходы можно лишь тогда, когда отказ от туристической услуги обусловлен общими причинами. Применяются и общие нормы закона и (или) договора, позволяющие удерживать определенные суммы.

Но распространение опасного заболевания, в связи с которым не только не рекомендуют, но прямо запрещают посещать определенные страны, да еще и в централизованном порядке отменяют авиарейсы, – ситуация не стандартная. Особая, я бы сказал ситуация. Поэтому и регулируется она по-особому – специальным Законом об основах туристской деятельности в РФ, нормы которого имеют приоритет над общими нормами ГК и Закона о защите прав потребителей.

Существует понятие безопасности туризма, а статья 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» регулирует конкретные меры ее обеспечения. И вот в этой статье содержатся положения о том, что в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения. Наличие указанных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями (рекомендациями) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами. При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия – ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

Полагаю, что дополнительные комментарии тут излишне. Если Правительство России дает поручение Минтрансу РФ, Росавиации, Ростуризму ограничить въезд туристов – граждан России в страны с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, которая сама по себе создает угрозу безопасности здоровья или даже жизни туриста, и именно поэтому турист вынужден отказаться от еще не начавшейся поездки, денежные средства подлежат возврату в полном объеме. Ссылки турагента (туроператора) на то, что, мол, он оплатил билеты и бронь отеля в расчет приниматься не будут. И совершенно не обязательно клиенту турфирмы копаться в справочно-информационных системах и выискивать постановления (распоряжения) госорганов о запрете выезда и отмене рейсов. Эта информация считается общеизвестной, поскольку публикуется на официальных сайтах соответствующей государственной структуры в сети интернет, которым сейчас пользуются все, не говоря уж о турагентствах (туроператорах), которые должны быть осведомлены об этом в первую очередь, исходя из того, какой бизнес они ведут. Поэтому, ваши требования о полном возврате средств за несостоявшуюся по причине пандемии COVID-19 поездку обоснованы от и до, а соглашаться или нет на изменение сроков и зачёт денег в счет оплаты будущего тура, который тоже неизвестно, состоится или нет, – это ваше право.

Вернуться в раздел Советы юриста