ОПЯТЬ «КОРОНА» ВМЕШАЛАСЬ В СЕМЕЙНЫЙ ОТДЫХ!


Как получить юридическую помощь бесплатно

26/05/2021

Добропорядочная семья в марте 2021 года купила тур в Сочи, дабы провести майские праздники на берегу теплого моря. Но вот незадача: глава семьи «подцепил» «ковид» и оказался на больничном, предполагающим строгую изоляцию. И так получилось, что период больничного и изоляции попал как раз на то время, когда семья должна была ехать на отдых. По этой причине за два дня до рейса туроператору было направлено письмо об отказе от договора , с приложением всех медицинских документов.

Известно, что по общему правилу отказ от оплаченной услуги, когда он допускается законом, влечет для исполнителя , еще не успевшего приступить к ее оказанию , возврат уплаченных средств. Так и тут – такое требование было поставлено. Но туроператор не поторопился его выполнить. Наоборот, он начал приводить аргументы о том, что по специальному правительственному постановлению, если уж турист категорически настаивает на возврате денег, с возвратом можно «тянуть» аж до конца 2021 года! Меня попросили оценить ситуацию и ответить на вопрос – кто же прав. Правым, как выяснилось, оказался турист.

Действительно, в связи с пандемией коронавируса, 20.07.2020 Правительством РФ было утверждено Положение , предоставляющее туроператорам, в том числе, оказывающим услуги в сфере внутреннего туризма (примечание – а вылет в Сочи из Казани – это и есть внутренний туризм), право «придерживать» в случае безоговорочного отказа заказчика от туристского продукта и несогласии на его замену другим продуктом, возврат денег до 31.12.2021. Положение не утратило силу и действует и сейчас. Но! Это Положение изначально касалось и до настоящего времени касается лишь тех договоров на реализацию туристского продукта, которые были заключены ДО даты 31.03.2020 включительно. Наши туристы заключили договор в феврале 2021 года, то есть разница четко улавливается.

И коли так, то и Положение от 20.07.2020 не применимо, а подлежат применению общие правила Закона РФ «О защите прав потребителей», ФЗ «Об основах туристской деятельности» и Гражданского кодекса РФ. Кроме того, с 01.01.2021 вступили в силу и начали действовать Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденные постановлением все того же Правительства РФ, но от 18.11.2020.

Статья 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности» как раз и говорит о том, что в случае существенного изменения обстоятельств, к которым относится и болезнь, каждая из сторон договора, в том числе, и заказчик, вправе потребовать расторжения договора. А расторжение договора в том случае, если он был исполнен только заказчиком путем внесения денежных средств в счет оплаты туристического продукта, предполагает возврат этих средств, поскольку в противном случае у исполнителя услуг (туроператора) возникает неосновательное обогащение за счет несостоявшегося туриста.

И поскольку, как мы установили, применимы общие правила, возврат должен быть осуществлен – по той же статье 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности» – в течение 10 дней с момента поступления такого требования.

Относительно удержаний. Известно ведь, что, даже расставаясь с деньгами, многие туроператору любят выплачивать их с удержаниями – в качестве разнообразных финансовых санкций, покрытия, как они говорят, «ориентировочных расходов». Здесь так – если турист отказался от тура ДО его начала, то есть ДО начала фактического оказания услуг, денежные средства подлежат полному возврату за вычетом ФАКТИЧЕСКИ понесенных расходов. Не ПРИМЕРНЫХ И ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫХ расходов, а фактически понесенных, причем несение этих расходов и целесообразность в каждом конкретном случае должен доказать туроператор. Применять же и указывать в договоре какие-либо иные финансовые санкции к заказчику в связи с отказом от договора, туроператор как исполнитель услуги не вправе.

В этой связи, учитывая отказ наших туристов от договора в связи с болезнью главы семьи, отсутствие ДО настоящего времени возврата денежных средств, и отсутствие доказательств фактических расходов туроператора, у туристов как потребителей услуги УЖЕ возникло право требования возврата средств, причем в полном объеме.

Относительно процентов (неустойки). Здесь также применяются общие положения. Ведь обязанность возврата средств возникла у туроператора в связи с односторонним отказом от договора. Отказ, в свою очередь, обусловлен невозможностью тура по причине болезни, а не тем, что имеются какие-то претензии к качеству услуг. Значит, при просрочке возврата средств как неосновательного обогащения не применяются ставки, предусмотренные статьями 28 и 31 Закона о защите прав потребителей, а применяется ставка рефинансирования. Если клиент направил туроператору уведомление об отказе от договора, убедился в получении туроператором этого отказа, туроператор должен вернуть деньги в течение 10 дней с момента получения такого требования. Не вернул – по истечение 10 дней «капает» неустойка по ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Ну, относительно компенсации морального вреда и «потребительского» штрафа – ответ, само собой, положительный, поскольку спор сам по себе носит «потребительский» характер, но надо учитывать сложившуюся и широко распространенную практику произвольного уменьшения судами этих требований по сравнению с тем, как заявил истец.

То есть, резюмируя: судиться с туроператором можно уже сейчас, причем требовать возврата полной суммы тура, одновременно заявляя и требования о взыскании неустойки, но – по ставке рефинансирования, «потребительского» штрафа и компенсации морального вреда, но – учитывая возможность их уменьшения судом.

Вернуться в раздел Советы юриста