ОБРАЗОВАНИЕ И МЕДИЦИНСКОЕ ОТСТРАНЕНИЕ


Как получить юридическую помощь бесплатно

10/04/2023

В своих предыдущих статьях на «медицинскую» тематику я вскользь касался вопроса вмешательства «медицины» и «санитарии» в образовательный процесс. Прививки, медосмотры, как известно, дело добровольное. Не сдал ребенок прививку от полиомиелита, либо не прошел туберкулинодиагностику методом Манту, – не взять его в школу или в детский сад, ясли, нельзя. Но и там учиться и заниматься ему спокойно не дадут – поднимут вопрос о разобщении или вообще об отстранении от занятий. Так что право не прививаться превращается, скорее, в декларацию, – заниматься-то все равно нельзя. Цоп – и приказ директора (заведующего) об отстранении от занятий или о переводе в другую группу. Да еще подкрепленный сверху каким-либо специальным предписанием Роспотребнадора, которое попробуй не исполни, – дикий штраф.

Ну, казалось бы возможность отстранить, разобщить действительно в законодательстве предусмотрена – было такое постановление Главного санитарного врача РФ от декабря 2021 года. Но вот само по себе законно ли оно в той мере, в какой предусматривает вмешательство в образовательный процесс в вышеобозначенных формах? Порассуждаем, и начнем наши рассуждения с Основного закона страны.

Конституция РФ, предусматривая право каждого гражданина на образование, вместе с тем говорит об обязательности основного общего образования. То есть, 9 классов средней школы ребенок должен окончить, а его родители, сама школа, ну и государство с муниципалитетами обязаны все это ребенку обеспечить. Дальше следуют, как известно, Федеральный закон «Об образовании в РФ», различного рода приказы по линии Минобранауки РФ и Министерства просвещения РФ.

Так вот, ни этот закон, ни подзаконные акты, в частности, Приказ Минпросвещения от 20.09.2020 № 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального, общего, основного общего и среднего общего образования» и его же Приказ от 15.05.2020 № 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования», не предусматривают предоставления какой-либо медицинской документации ни при приеме в образовательное учреждение, ни по ходу образовательного процесса. Равным образом, эти нормативные акты и не предусматривают так называемое «отстранение от занятий», «недопуск на уроки» и прочие подобные категории.

Впервые об этом упоминается лишь в том самом, известном всем Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2021 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», и это является нарушением, поскольку Постановление Главного санитарного врача – это подзаконный нормативный акт, регулирующий в рассматриваемом контексте именно вопросы образования. Не медицинского обслуживания и профилактических, санитарно-эпидемиологических мероприятий, а именно образования.

В силу части 4 статьи 4 ФЗ «Об образовании», нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2021, примененное в данном случае, противоречит нормам ФЗ «Об образовании», поскольку ухудшает положение учащегося, ограничивая его право на доступность и обязательное получение основного общего образования, гарантированное этим законом и Конституцией РФ.

Ни Конституция РФ, ни ФЗ «Об образовании» не предусматривают обязательных требований в части предоставления медицинской документации и возможности отстранения от учебы при ее отсутствии, а постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2021 не только требует предоставления этих документов, но и устанавливает еще и санкции за их отсутствие в виде отстранения от занятий, то есть ограничивая доступность и обязательность основного общего образования, что недопустимо.
Поэтому, любой акт, основанный на этом Постановлении в указанной части, представляется незаконным и применению не подлежит.

В этой связи вижу положительные судебные перспективы для оспаривания, плюс еще – нарушено нематериальное благо – право на получение ребенком обязательного образования, что позволяет требовать компенсации морального вреда.

Вернуться в раздел Советы юриста