НЕ ВСЯКАЯ ВЫВЕСКА - РЕКЛАМА


Как получить юридическую помощь бесплатно

06/04/2014

Ни для кого не является тайной, что эффективным двигателем любого начинания – будь то торговля, работы или услуги, – является реклама, в какой бы форме она не осуществлялась. Снимая офис или приобретая его в собственность, предприниматель заинтересован в привлечении максимального количества клиентов. Для этого на фасадах зданий, у входа и в иных доступных местах размещаются различного рода баннеры и вывески, то есть наш предприниматель пользуется средствами так называемой наружной рекламы. И зачастую бывает так, что в один прекрасный момент дверь офиса открывается, входят милые (а иногда и не очень) люди, представляются работниками неких властных структур и требуют предъявить документацию на размещенную, скажем, на фасаде здания вывеску. Причем их не интересует договор, заключенный с установщиком вывески, их цель более конкретна – предъявить так называемый паспорт наружной рекламы, проще говоря, – разрешение на ее установку. Если такого разрешения вдруг не оказывается, владелец вывески начинает паниковать, особенно, если вспомнит величину штрафа для юридических лиц, да и для руководителей тоже, предусмотренную КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе. Но всегда ли нужно так тревожиться?

Регулированию наружной рекламы, то есть рекламы в виде щитов, стендов, вывесок и тому подобного, посвящена статья 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года «О рекламе». Эта статья достаточно объемна и в числе прочих положений она предусматривает обязательное наличие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Разрешение выдается на основании заявления рекламной владельца рекламной конструкции, подаваемое в соответствующий орган местного самоуправления, то есть в администрацию района или города, на территории которого планируется расположить конструкцию. Процедура выдачи разрешения достаточно бюрократизирована, кроме всего прочего, закон устанавливает случаи возможного отказа в выдаче разрешения и (или) его аннулирования. Смысл состоит в том, что без получения разрешения использовать рекламную конструкцию нельзя, нарушение чревато разбирательствами в антимонопольном органе и в итоге – привлечением к ответственности в виде крупного штрафа.

Однако та же статья 19 Закона о рекламе подлежит применению с учетом письма Федеральной антимонопольной службы от 31 мая 2010 года за № АК/16754. Достаточно просто процитировать несколько положений из пункта 4 этого письма, как все встанет на свои места, и уже больше не будет навевать на бедных владельцев баннеров и вывесок животного ужаса.
Итак, антимонопольный орган пишет следующее.

«В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Кроме того, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 г. № 37 «Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
Как ранее сообщалось письмом ФАС России от 16.03.2006 г. № АК/3512, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Такое обозначение может использоваться на вывесках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.
Размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого хозяйствующим субъектом для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля своей деятельности и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг, по мнению специалистов ФАС России, может быть признано обычаем делового оборота.
С учетом изложенного не подпадают под понятие рекламы размещенные в месте осуществления хозяйствующим субъектом своей деятельности коммерческое обозначение, а также профиль деятельности организации и вид реализуемых товаров, оказываемых услуг, например, «Универмаг «Седьмой континент», «магазин цифровой техники «Ион», «Итальянская мебель», «Кафе «Атаман», «Крымские вина».

Что же это означает? А означает это то, что, планируя и заказывая изготовление вывески (баннера), предприниматель должен уделить первоочередное значение тому, что в конечном итоге будет на ней написано. Если там будет содержаться наименование предприятия, логотип, часы работы, адрес и общее указание на характер продаваемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), то это – просто информация, а не наружная реклама. И коль скоро это так, соответственно, не требуется никаких дополнительных разрешений. И не имеет значения даже размер вывески, стенда или баннера. Тем самым предприниматель просто информирует клиентов о том, где находится его предприятие, и чем оно, в принципе, занимается.

Если же на стенде, вывеске, баннере или щите вдруг появляется детализация продаваемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), с указанием, к примеру, ценовой политики, вариантов скидок, условий продажи, – это уже наружная реклама, размещение и использование которой требует обязательного прохождения и соблюдения всех вышеназванных процедур.
Поэтому, уважаемые предприниматели, не спешите хвататься за голову при предъявлении к вам требований показать какие-либо документы на вашу вывеску. Лучше вспомните, что у вас там отображено, и, исходя из этого, принимайте решение – начать каяться, либо дать достойный ответ о том, что этого разрешения и не нужно, ибо никакими средствами наружной рекламы вы не владеете. А самый нормальный вариант – подумать об этом еще на стадии обращения к изготовителю вывески.

Вернуться в раздел Советы юриста