КОГДА ЖИЛОЕ – НЕ ЖИЛОЕ


Как получить юридическую помощь бесплатно

15/08/2019

Жилищное законодательство предусматривает понятие учетной нормы площади жилого помещения. Это – минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Соответственно, если гражданин (наниматель, собственник, члены их семей) обеспечены обще площадью жилого помещения менее учетной нормы, они признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий. В тех случаях, когда у гражданина и (или) членов его семьи имеется несколько помещений на праве собственности или по договору социального найма, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Как всегда – пример из практики. Семья в составе четырех человек проживает в городской квартире общей площадью 70 кв.м. Органом местного самоуправления установлена учетная норма – 18 кв.м. на человека. Соответственно, на каждого проживающего в такой квартире приходится по 17,5 кв.м. общей площади (70 кв.м. делим на 4), что ниже учетной нормы. В таком случае семья – полноправный претендент на улучшение жилищных условий.

Но вот при проверке заявления о постановке этой семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий выясняется, что у одного из членов этой семьи есть на праве собственности дом в пригороде, и общая площадь этого дома – 15 кв.м. Вот эти 15 метров общей площади дома складываются со значением 70 – общая площадь городской квартиры. Получается 85 кв.м., которые делятся на четырех человек. В результате – на каждого члена семьи приходится 21 кв.м. Основания считать семью нуждающейся в улучшении жилищных условий вроде бы отпали, и органу местного самоуправления нужно отказывать в постановке на учет, либо, что тоже иногда случается, – снимать с учета, если наличие права собственности выявилось после постановки. Однако нюансы есть и тут.

Относительно городской квартиры никто спорить не будет – изолированное, благоустроенное жилое помещение, обеспеченное всей коммунальной инфраструктурой – бытовым газом, электричеством, тепловодоснабжением, канализацией, и все это – централизованное. Злополучный дом в сельской местности, наличие которого дало основание для отказа в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, тоже, казалось бы, жилое помещение. По крайней мере, по данным БТИ и регистрирующих органов он имеет статус «жилого» – в записях употреблена именно такая формулировка.

Нюанс, которому посвящена эта статья, заключается в том, что для признания дома жилым необходимо принимать во внимание его не формальный статус «жилого» – как он проходит по всем записям и реестрам, а фактический. Обратимся к действующему законодательству. В соответствии с частью 2 и 3 статьи 15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). В силу статей 17 и 18 Жилищного кодекса РФ жилое помещение должно быть пригодным для проживания граждан и право собственности на жилые помещения подлежит государственной регистрации. Требования, которым должно отвечать жилое помещение установлены пунктом 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, согласно которому жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях и на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Дом находится в достаточно развитом селе, где есть центральный водопровод, канализация, газопровод, котельная. Однако в силу каких-то причин ни к одной из этих коммуникаций старенький домишко подключен не был. Газ – привозной, воду носят из колонки, а отопление – печное. По этим причинам применительно к вышеуказанным нормам законодательства формально «жилой» дом фактически таковым не является. Вы скажете – а как же электричество? Ну и что? Ведь и в сарай можно провести проводку и повесить лампочку Ильича, но ведь от этого он жилым не станет, так как кроме этой лампочки в сарае нет более ничего, никаких удобств. Так и тут – наличие либо отсутствие дома с этими характеристиками не влияет на уровень обеспеченности семьи жилой площадью.

Вместе с тем, как известно, органы местного самоуправления, чьей обязанностью является учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, практикую формальный подход. Они не выясняют, есть в таких вот сельских домах коммуникации, позволяющие использовать дом для постоянного проживания, или нет их. Для них важно наличие самого дома, зарегистрированного именно как «жилого». Выяснять же наличие описанного выше нюанса будет только суд.

Вернуться в раздел Советы юриста