КАК ЗАКОН ДОБРОСОВЕСТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ ЗАЩИЩАЕТ


Как получить юридическую помощь бесплатно

27/12/2021

Что по договору подряда, что по договору оказания услуг, на каждом подрядчике (исполнителе) лежит основная обязанность – выполнить оплаченную или подлежащую оплате услугу и сдать ее результат заказчику. Сдать вовремя и в качественном исполнении, что и порождает обязанность заказчика по оплате в виде окончательного расчета. Не всегда заказчику хочется рассчитываться по ряду причин – иногда обоснованно – если он видит, что на выходе получил не то, на что рассчитывал, но иногда и откровенно злоупотребляя – скажем, решил он вдруг сам для себя, что непомерно дорого с него запросили. Сначала соглашался на озвученную цену, а потом вдруг, получив желаемое, «одумался» (типа, да я и сам совершенно для себя бесплатно мог бы это сделать).

Конечно, просто так от оплаты не откажешься, и в ход начинают идти разнообразные ухищрения. На их случай закон предусматривает возможные способы защиты добросовестно выполнившего свои обязательства исполнителя, задействовав которые, можно заставить заказчика рассчитаться – пусть и не добровольно, но, по крайней мере, прибегнув к судебной защите.

Закон, а также всевозможные договоры, которые зачастую воспроизводят положения закона, детально прописывают порядок и сроки сдачи и приемки результатов работ (услуг). То есть, выполнив работу, завершив оказание услуги, исполнитель должен сдать заказчику, а последний, обязан приступить к приемке. Что значит сдать или, как еще говорят, предъявить к приемке? А это значит, что исполнитель должен сообщить заказчику, что работа выполнена, услуга оказана, и, если мы говорим о подряде на изготовление какой-либо вещи, то передать ее заказчику или во всяком случае, сообщить, где заказчик может ее забрать. Сообщить можно просто по телефону, но нам надо подстраховаться от недобросовестных действий заказчика, а потому к телефонному звонку должен прилагаться материальный носитель. На практике таким материальным носителем является акт оказанных услуг, к которому я бы еще приложил и фактурные материалы. Ведь акт – это итоговый документ, а он формируется на основании тех позиций, которые появлялись по ходу оказания услуги. Значит, прикладываем к акту итоговое решение суда по делу – если речь идет о юридической услуге, изготовленную вещь – например, разработанный по договору дизайн-проект интерьера, ну, а в случае со сложными работами – протоколы рабочих совещаний, докладные записки, фотографии, путевые листы, чеки и т.д. Все это мы направляем заказчику.

Способов направления тоже много – почта России, электронная почта, мобильные приложения. Туда мы вкладываем сам акт, фактурные материалы и сопроводительное письмо примерно такого вот содержания: направляется для приемки и подписания акт выполненных работ (оказанных услуг). Просим подписать в течение 10 дней с момента получения или в тот же срок изложить мотивированные возражения, которые направить по адресу:… После чего направляем, и если делаем это по почте России, – обязательно заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

Первое очевидное злоупотребление заказчика – отказ от получения корреспонденции. Но здесь закон четко указывает – риск последствий неполучения юридически значимого сообщения несет адресат. То есть ты можешь вообще не ходить на почтовое отделение, но если корреспонденция отправлена по тому адресу, который ты сам указал для этого в договоре, ты считаешься ее получившим со всеми вытекающими для тебя из этого последствиями. С электронной почтой или мобильным приложением еще проще. Уж раз ты указал адрес электронки или номер телефона в договоре, да еще и оговорился о возможности обмена письмами по ним , то все – ты несешь риск того, что почту ты не проверяешь, а телефон вообще отключил или сменил номер.

Исполнителю только проследить , поступил ли акт с документами в почтовое отделение. И если поступил, да за ним никто не явился, начинается точка отсчета срока приемки. Она начинается и в том случае, если заказчик все-таки письмо принял. Отсюда, второй способ злоупотребления – гробовое молчание заказчика: письмо принято, да акт что-то все не подписывается, но и возражений нет. Вспомним, что договор, как правило, предусматривает сроки, в течение которых заказчик обязан или принять результат, или выразить мотивированный отказ. Нет срока в договоре – тоже не особая беда: есть понятие разумного срока, который, конечно, оценочный, но примерно его рассчитать можно. И вот если истекают разумно-договорные сроки, работа (услуга) автоматически считается принятой. Ведь возражений-то нет, а результат получен, значит, используется заказчиком. Плати, заказчик!

Но в ряде случаев заказчики занимают наступательную позицию: они получают документы и пишут возражения. И вот здесь опять же придет на помощь хронология – через какое время после получения он прислал возражения, и что этому предшествовало – не неоднократные ли напоминания исполнителя о необходимости оплаты? Напомню, что если вышел срок для предоставления мотивированных возражений, а они вдруг появились, спустя длительное время, – повод говорить о злоупотреблении заказчика. Да и сам характер возражений тоже имеет значение. И вот при таких обстоятельствах уже явно вырисовывается спорная ситуация, подлежащая разрешению судом, объективным и беспристрастным. И та последовательность юридически грамотных действий, о которой мы говорили выше, по ходу всей нашей статьи, может стать хорошей гарантией победы исполнителя. А вообще, для повышения уровня гарантии, рекомендую исполнителям на всем протяжении договорных отношений, активно общаться с заказчиком, комментировать каждый свой шаг и постоянно отчитываться, сбрасывая свои наработки в мобильном приложении. Прочитает, не прочитает – не важно: вы отчитались, а раз нет замечаний, – отчет принят.

Вернуться в раздел Советы юриста