ДЛЯ КОГО ЗАКРЫТА «НАДЗОРКА»


Как получить юридическую помощь бесплатно

05/02/2015

Стадии гражданского (да и арбитражного тоже) процесса известны всем: первая инстанция, апелляция, кассация и надзор. Последние три связаны с пересмотром судебных актов, принятых судами первой инстанции. Соответственно, если лицо не соглашается с решением суда первой инстанции, и оно не вступило в законную силу, подается апелляционная жалоба. Ну, а уж когда вступило – подается жалоба кассационная, а затем – и надзорная. До недавнего времени в суд надзорной инстанции могло быть обжаловано любое решение. Скажем, осталось лицо недовольно решением мирового судьи – оно могло «пойти» по всем инстанциям – вплоть до Президиума Верховного Суда РФ. И при наличии к тому оснований могло быть передано на рассмотрение Президиума и даже отменено или изменено им.

Почему я говорю «до недавнего времени»? Потому что ко времени настоящему процессуальное законодательство претерпело существенные изменения. И изменения эти привели к тому, что ныне предметом надзорного производства теперь может стать отнюдь не каждый судебный акт, для большинства из них последней точкой служит только кассационная инстанция.

Скажу больше – если ранее в гражданском процессе в качестве суда надзорной инстанции выступали как суды областного звена (точнее их президиумы), так и Верховный Суд РФ в виде Судебной коллегии по гражданским делам и Президиума, то теперь надзорной инстанцией выступает только Президиум Верховного Суда РФ. И перечень судебных актов, который может быть подвергнут пересмотру им, сокращен до минимума.

Достаточно обратиться к положениям части 2 статьи 391.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, где сказано, что в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ могут быть пересмотрены:
1) вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;
2) вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;
3) вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
4) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
5) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в апелляционном порядке;
6) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке.

Перечень, как видим, исчерпывающий, и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, на суд Президиума не выносятся решения районных (городских без районного деления) судов и мировых судей. Им могут быть пересмотрены судебные акты, принятые судами не ниже областного уровня и, конечно, Верховным Судом РФ при условии, что они прошли все предыдущие стадии – апелляцию и кассацию. И если вдруг в Верховный Суд РФ поступает надзорная жалоба на решение мирового судьи или, скажем, Энского городского суда города Энска, они незамедлительно будут возвращены подателю без рассмотрения.

В арбитражном процессе ситуация складывается следующая. До августа 2014 года единственной надзорной инстанцией был Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, куда могли быть оспорены решения арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций. Сейчас, так же, как и в гражданском процессе, функции надзора выполняет Президиум Верховного Суда РФ.

Согласно части 3 статьи 308.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ могут быть рассмотрены:
1) вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
2) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;
3) определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.

Здесь, как видим, арбитражные суды округов, выполняющие роль кассационных инстанций, не упоминаются вообще – на Президиум передаются только акты Верховного Суда РФ. Другие суды, низшего звена, вне его рамок. И обратите внимание на третий пункт – если судья Верховного Суда РФ отказал в передаче кассационной жалобы на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам, надзорная инстанция также закрыта, ведь по сути, определение об отказе обжалованию в принципе не подлежит. Другое дело, если Судебная коллегия рассмотрела переданную ей кассационную жалобу и заявитель или другая сторона спора остались недовольны ее решением. Тогда, конечно, это решение может быть пересмотрено в порядке надзора.

Поэтому, если уж не согласны с решением, особое внимание уделяйте апелляционному и кассационному производству. Ведь далеко не факт, что принятый по вашему спору судебный акт может являться предметом надзорного рассмотрения высшим судебным органом.

Вернуться в раздел Советы юриста