О САМОЙ ВАЖНОЙ УСЛУГЕ

28/06/2015

На рынке юридических услуг этих самых услуг – великое множество. Традиционно во главу угла ставится представительство интересов в судебных инстанциях, государственных органах, составление гражданско-правовых договоров, жалоб, исковых заявлений. Консультациям по правовым вопросам – устным и письменным – почему-то отводится последнее место. Клиенты рассуждают так: ну позадавал юрист мне вопросы, ну потыкал пальцами по клавиатуре компьютера, ища интересующую меня информацию в справочно-правовой системе «Консультант Плюс» или «Гарант» (НЕ РЕКЛАМА!), ну объяснил мне, что надо делать не так, а вот так, ну разочаровал меня или, наоборот, успокоил в чем-то. Ну и что? Что он, трудился, вспотел, что ли? Вот если бы он плитку положил или хотя бы пол вымыл, вот тогда да – это труд. А так… Именно поэтому потенциальные клиенты очень удивляются, когда узнают, что консультация является платной услугой. За что платить-то? За бла-бла-бла языком, что ли?! Это я и сам не хуже сумею.

Подобные рассуждения говорят о низком уровне правовой культуры наших граждан – как не прискорбно это осознавать и об этом говорить. В действительности же юридическая консультация – будь то устный ответ на заданный юристу вопрос или письменная справка (правовое заключение) по конкретной ситуации – является наиважнейшей услугой. И от того, насколько качественно она оказана, насколько правильным будет данный юристом ответ, зачастую в дальнейшем зависит очень многое – даже судьба клиента и его близких. Это не просто громкие слова, это в действительности так.

Посудите сами – за получением консультаций обращаются не просто из праздного любопытства (встречаются, конечно, и такие, но крайне редко). К юристу идут с проблемой, кажущейся для обращающегося жизненно важной. Целью обращения к юристу является в первую очередь выработка дальнейшей линии поведения в той ситуации, в которой либо уже оказался клиент, либо, скорее всего, окажется. И получив от юриста совет, рекомендацию, человек, чаще всего, сделает именно так, как юрист ему посоветовал. И если совет был правильным, то и человек поступит правильно – либо сделает то, что сказал юрист, либо воздержится от совершения определенных действий, либо изменит тактику своего поведения по сравнению с ранее выбранной. Результат в любом случае будет положительным – человек или получает то, на что он рассчитывал, то, чего он добивался, или же, наоборот, не наступят те неприятности, которые могли бы наступить, и итог которых мог бы быть весьма плачевен. Ну, а не квалифицированная консультация, ошибочное мнение юриста, выраженное при ней, достаточно дорого обходится людям – проигранные дела, внушительные суммы долга, понуждение к совершению действий, которые совершать не хочется, да еще много чего.

Поэтому не стоит пренебрежительно относиться к консультациям, принципиально отказываться от их оплаты, сравнивать в этой части работу юриста, который лишь «мелет языком», с работой каменщика или плотника, который «потеет» и тут же «дает» овеществленный результат. Грамотная консультация очень существенно помогает и сэкономить деньги. Согласитесь, зная, как вести себя дальше, клиент уже может не пользоваться помощью представителя – ведь юрист объяснил ему, что отразить в исковом заявлении или жалобе, на что обратить внимание состава суда, а какие моменты лучше не показывать в устном выступлении, какие документы приобщить к делу, а какие не приобщать, и что даст приобщение или не приобщение тех или иных материалов. За консультацию он заплатит минимум, а если воспользуется помощью представителя, то заплатит гораздо больше, поскольку, составляя клиенту иски, ходатайства, жалобы, посещая судебные заседания, юрист тратит времени и сил гораздо больше, чем «на словах» объяснит клиенту ту или иную правовую позицию.

Формированию пренебрежительного отношения потенциальных клиентов к юридическим консультациям, а, следовательно, – низкой правовой культуры клиентов и развалу рынка юридических услуг, способствуют объявления, даваемые различными конторками и фирмочками типа: «Бесплатная юридическая консультация». Конечно, низкокультурный в правовом смысле народ в такие фирмочки начинает идти валом. Но «бесплатность» здесь – весьма условна: человеку скажут: «Ты – прав» или «Да, все это реально, и дело твое – выигрышное», то есть то, что он хочет услышать, а не то, как оно есть на самом деле. И все – больше из такого «юриста» не вытянешь ни слова. А дальше – предложение заключить договор на платной основе, нередко по «неподъемной» цене. В итоге – человек ничего толком не узнал, кроме того, что «он прав», потратил свое время, в худшем случае – приступил к «самозащите», в результате чего получил совершенно не устраивающее его решение суда. Отсюда – негативное отношение к юристам, недоверие и пренебрежительное отношение к их работе. А, глядишь, оплатил бы консультацию как положено, и выиграл бы это дело, да потом еще бы обратился, если б, не дай Бог, новая беда нагрянула…

Вернуться в раздел Советы