НЕ УЕЗЖАЙТЕ!

19/01/2014

Многие из нас являются обладателями автомобилей и, к сожалению, многие из обладателей (просите за каламбур) хотя бы раз в жизни попадали в дорожно-транспортные происшествия.

Безусловно, с Правилами дорожного движения в той или иной степени знакомы все. Пункт 2.5 ПДД предписывает, что при дорожно-транспортном происшествии, водитель, причастный к нему, обязан, в частности, немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции. Это в теории. На практике же зачастую бывают такие случаи, когда два автомобиля (из-за нарушения одним или обоими водителями требований ПДД) не столкнулись, а лишь чуть-чуть задели друг друга, даже не оставив каких-либо видимых повреждений. Чаще всего это случается на стоянках, автомойках, во дворах. Оценив обстановку, водители «договариваются» сотрудников ГИБДД не ждать, как правило виновник аварии тут же на месте «раскаивается», иногда даже сразу «возмещает» ущерб, передав пострадавшей стороне заветную тысячу рублей или пообещав сделать это позже, «когда деньги будут», и пострадавшая сторона, облегченно вздохнув, уезжает на своем авто по своим делам. Как раз в этом и заключается ошибка, зачастую ведущая к роковым последствиям.

Стоит только пострадавшей стороне уехать, как оставшийся «виновник» незамедлительно звонит в ГИБДД и рассказывает совсем иную историю – как будто он преспокойно стоял на стоянке, а его машину задели из-за несоблюдения интервала или дистанции (хотя в действительности все было наоборот, и стоявшую машину повредил именно он). А в довершении всего, он сообщает сотрудникам ГИБДД, что задевший его водитель скрылся, но он успел-таки запомнить марку, номер и цвет уехавшей машины.

Прибывшие на место сотрудники ГИБДД, застают там лишь вызвавшего их водителя, осматривают повреждения, отбирают объяснение. Поскольку уехавшего водителя нет, и потому опровергнуть слова заявителя, который к этому времени успел «запастись» парой-тройкой «свидетелей» (липовых, конечно, но кто об этом, кроме него, знает и докажет это!), некому, сотрудники ГИБДД вынуждены верить заявителю и описать ситуацию так, как будто именно заявитель, а не уехавший, является пострадавшим от ДТП. Относительно же уехавшей машины рассылаются ориентировки на посты ДПС о том, что водитель этой машины скрылся с места ДТП. И вот в один прекрасный момент этого водителя останавливают сотрудники ДПС, составляют в отношении него протокол по факту оставления места ДТП, препровождают мировому судье, который лишает бедолагу прав управления транспортным средством на срок от 1 года до полутора лет, либо отправляет отбывать административный арест на срок до 15 суток. Чуть позже того же водителя привлекают к ответственности и за то, что он «нарушил» Правила дорожного движения, задев и повредив машину на стоянке (естественно не свою, а того, кто действительно во всем виноват, но не поленился вызвать и дождаться сотрудников полиции). Результат обжалования в районном суде, как правило, нулевой.
Как не банально это звучит, но и тут вся причина кроется в незнании уехавшим водителем юридических тонкостей сложившейся ситуации.

С точки зрения обывателя, дорожно-транспортное происшествие – это событие, при котором обязательно транспортные средства должны столкнуться на проезжей части, получить серьезные механические повреждения, погибнуть или сильно пострадать пешеходы и т.д. Небольшие царапины или даже легкое касание машин вне проезжей части, например, на парковке, для такого обывателя – не ДТП. Законодательство же, напротив, трактует дорожно-транспортное происшествие как любое событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (пункт 1.2 Правил дорожного движения РФ). Многочисленная практика применения и судебное толкование этого термина с точки зрения его закрепления в Правилах сводится к тому, что по сути любое ДТП – это любое взаимодействие транспортных средств – будь то столкновение или легкое касание, которое подчас и заметить-то трудно. Не имеет значения серьезность повреждений и степень тяжести вреда здоровью, а также место подобного взаимодействия. Уж если коснулись так или иначе машины друг друга – вот вам и полноценное ДТП, попав в которое все без исключения должны соблюсти требования Правил, о которых мы говорили в начале нашей статьи.

С другой стороны, многие водители считают – пусть было взаимодействие, но моя-то машина стояла, значит, не был я участником ДТП! И здесь имеет глубокое заблуждение. Раз уж в событии так или иначе был задействован ваш автомобиль, – неважно, ехал он или стоял на месте, находились вы в нем или отлучились в магазин, вы все равно являетесь участником этого ДТП и должны подчиняться требованиям Правил.

Наконец, многим просто не хочется дожидаться сотрудников ГИБДД, так как известно, что в связи с большим количеством аварий в городе, ждать их приходится порой целый день, да и само оформление ДТП занимает как минимум часа полтора-два.

Трудно сказать, чем руководствуется водитель, покидая место ДТП – может всеми вышеперечисленными факторами, может, каким-то одним из них. Но, покинув место ДТП, не дождавшись сотрудников полиции, водитель уже совершил правонарушение (часть 2 статьи 12.27 КоАП РФ), влекущее лишение прав или административный арест, а вместе с тем, автоматически «сделал» себя виновным и в самом ДТП, ибо изначально не опроверг того, о чем сообщила полицейским оставшаяся на месте ДТП сторона. Следует отметить, что в 90 % случаях суды стараются применять именно лишение права управления транспортным средством, поскольку с точки зрения закона административный арест является более строгим наказанием и подлежит применению лишь в исключительных случаях, а таких, как правило, не бывает.

Подводя итог вышесказанному, хочу предупредить автолюбителей – что бы ни случилось, каким бы на ваш взгляд не было «пустяковым» случившееся с вашим авто событие, знайте, что это – дорожно-транспортное происшествие и вы являетесь его участником вне зависимости от того, по вашей вине произошло оно или нет. Отсюда, примите все необходимые меры, которые установлены Правилами и которые вы, наверняка, знаете. Лучше уж потерять время на один день, чем права на полтора года или свободу на две недели, да еще потом заплатить штраф за то, что не совершали. Ведь нет никакой гарантии, что после вашего отъезда сотрудникам ГИБДД оставшейся стороной будет рассказана совсем другая история, опровергнуть которую будет уже невозможно. И если уж что-то случилось, ни в коем случае не поддавайтесь на уговоры другой стороны: мол, ерунда, давай разъедемся полюбовно. Действуйте только в соответствии с требованиями закона. Он пусть уезжает, а вы останьтесь и дождитесь сотрудников полиции. И тогда правда будет на вашей стороне.

Услуги юриста по ДТП в Казани

Вернуться в раздел Советы