НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ ПИСЬМЕННЫМ ОБЩЕНИЕМ


Как получить юридическую помощь бесплатно

15/08/2018

Не хочу хвастаться, но одной из своих заслуг я считаю то, что научил многих своих клиентов любые сделки оформлять договором. Причем именно в отношениях между частными лицами. Заказываете ли вы строительство дома, покупаете ли телевизор на сайте «Авито»… Да и наоборот если – строите ли вы бани и сауны по заказам частных лиц, продаете что-то разово – не поленитесь, составьте письменный договор. Пропишите все – товар, характеристику товара, характер выполняемых работ, сроки выполнения и доставки, цену, гарантийные обязательства. Потратьте немного времени, но за счет этого вы можете застраховать себя от многих неприятностей. Хотя бы уж факт договорных отношений в случае чего доказать без проблем сможете.

Не менее важным моментом является и так называемая фактура. Ведь любой договор, например, договор подряда или оказания услуг так или иначе исполняется. Ход исполнения надо фиксировать. В переписке между сторонами, в закрывающей документации. Не случайно же форма акта выполненных работ, оказанных услуг, приемки-передачи товара, как правило, содержит раздел, который посвящается различного рода замечаниям, иногда возникающим при сдаче-приемке. Если они есть, не стесняйтесь указывать. Подробно, а если уж слишком много – то и на отдельном листе в качестве дополнения. Пригодится, если возникнет спор о качестве товара, объемах выполненных работ и оказанных услуг. Лень было составлять акт, да и не лень даже, а просто забыли составить да направить, – переписка по электронной почте, на бумажном носителе и в мобильных приложениях вполне заменит его. В переписке люди делятся впечатлениями, дают рекомендации, выражают свои замечания. Преспокойно можно отследить ход выполнения работ, соблюдение или нарушение сроков, возникающие неполадки и их причины, замечания и претензии.

К фактуре я отношу и расчеты. Сопровождающие их документы тоже должны быть в наличии. Помните – никогда и не при каких обстоятельствах вы не докажете передачу денег свидетельскими показаниями, пусть даже свидетелей будет несколько и все они дают четкие и последовательные, непротиворечивые показания. Закон не позволяет доказывать прием и передачу денежных средств – особенно – в качестве средства платежа или возврата долга – свидетельскими показаниями. Только документами. Расписки, чеки, квитанции, приходные кассовые ордера, подтверждающие письма, включая обещания произвести расчет в будущем (так называемое «гарантийное письмо») – вот что нужно. Не надо идти ни к каким нотариусам для заверения расписок, ломать голову над тем, что нет печати. Самое главное, чтобы в документе было указано, кто, за что и какую сумму получил. Обязательно – за что, то есть в качестве чего вам передали ту или иную сумму. Чтобы не было двусмысленных толкований, и суд при возникновении спора видел, что деньги вы передали, а у вас их приняли за строго определенную работу, услугу, товар, а не просто подарили за большое спасибо. Нет исключений и при расчетах с помощью мобильных приложений, привязанных к банковским картам и лицевым счетам. Переводя денежные средства на карту Ивана Ивановича Иванова укажите в комментариях за что вы делаете тот или иной перевод. Указывайте коротко – «за удочки», «за машину», «за строительство сарая» и т.д. Налоговое бремя после таких переводов – это уж проблема Ивана Ивановича, а ваша задача – показать, что обязательство свое вы выполнили, деньги в связи с той или иной договоренностью перечислили.

Многие исполнители, особенно по договорам подряда и возмездного оказания услуг любят конкретику. Им мало обей фразы в договоре, что они должны сделать то-то и то-то, им надо четкое и развернутое понимание того, что же в действительности от них хочет клиент. Поэтому не стесняйтесь, заказчики, в виртуальной переписке (имеется в виду электронная почта и мобильные приложения) четко, обстоятельно, с самого начала – до того, как исполнитель приступил к работе, изложить свои пожелания. Они должны быть конкретными, чтобы человек-исполнитель видел, что именно вам надо. Так ему легче будет работать, потому что он видит вашу цель, а как профессионал – знает рычаги, на которые нужно нажать, чтобы ее достичь. И со сроками в таком случае определиться проще, да и недостатков в работе, приводящих к взаимному недовольству, я думаю, не будет.

Кстати о недостатках. Если вы их обнаружили в работе нанятого вами специалиста, не нужно названивать ему и докучать пространными рассуждениями о том, что вы хотели кота, а почему-то получился крокодил. Опишите в электронном письме – что не так и что именно вы хотели бы. Вам же, заказчики, проще будет. Телефонный звонок к делу не пришьешь. А так – есть письмо, где вы указали на недостатки, и которые исполнитель должен был исправить. Не исправил – последствия очевидны. Ну, а не написали замечаний, значит, нет недостатков – все выполнено как надо и подлежит оплате.

Вернуться в раздел Советы юриста