Задача № 1 по финансовому праву
Казус
Полномочный представитель Президента РФ в одном из субъектов Федерации собственными силами провел проверку целевого использования субвенций, выделенных из федерального бюджета. В результате этой проверки было установлено их нецелевое использование. Полномочный представитель Президента направил губернатору предписание, в котором потребовал вернуть полученную сумму субвенций в федеральный бюджет и уплатить административный штраф за нарушение бюджетного законодательства (ст. 289 БК РФ). Губернатор отказался исполнять требования, указанные в предписании.
Как должен разрешаться данный правовой конфликт?
Как получить юридическую помощь бесплатно
Решение
Согласно пункту «к» статьи 83 Конституции РФ, Президент РФ назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации.
Согласно Указу Президента РФ от 13.05.2000 года № 849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе», полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе (далее именуется – полномочный представитель) является должностным лицом, представляющим Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа. Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа (пункт 1).
Согласно абзацу 6 пункта 7 Указа от 13.05.2000 № 849, полномочный представитель имеет право организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе. При этом в целях организации проверки полномочный представитель вправе привлекать сотрудников Контрольного управления Президента Российской Федерации, а в необходимых случаях и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов к проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящихся в пределах федерального округа (абзац 10 пункта 7 Указа от 13.05.2000 № 849).
Изложенное означает, что полномочный представитель наделен лишь правом организовать (в том числе, путем привлечения сторонних специалистов) проведение проверки целевого использования средств федерального бюджета, предоставленных в виде субвенций в отдельно взятом регионе, но не проводить ее лично, как он поступил в сложившейся ситуации.
По этой причине результат проведенной полномочным представителем проверки и вынесенные по ее итогам акты и предписания не могут порождать юридических последствий и рассматриваться в качестве обязательных к исполнению.
Следует отметить и то, что статьи 289 Бюджетного кодекса РФ, предусматривавшая ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, на основании которой полномочный представитель потребовал уплаты штрафа, утратила силу на основании Федерального закона от 23.07.2013 № 252-ФЗ. Ныне действующая редакция Бюджетного кодекса РФ ответственность за нецелевое использование бюджетных средств в виде мер бюджетного принуждения предусматривает в статье 306.4. В силу статей 306.2 и 306.3 Бюджетного кодекса РФ, органами, полномочными на применение мер бюджетного принуждения, являются финансовые органы Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, к которым полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе не относится.
При указанных обстоятельствах позиция губернатора региона, отказавшегося исполнять предписания полномочного представителя, является обоснованной.