Задача № 8 по финансовому праву

Казус

Законом области установлен 5 %-ный размер отчислений от таможенных платежей, взимаемых на территории данного региона, в бюджет субъекта РФ. Прокурор обратился в суд с заявлением о признании данного положения закона недействующим.

Решите дело.


Как получить юридическую помощь бесплатно

Решение

Из материалов дела следует, что Закон области как субъекта Российской Федерации, принятый представительным органом (парламентом) региона, осуществил таможенное регулирование. Нормы закона установили норматив отчислений от таможенных платежей, взимаемых на территории области, в региональный бюджет. По существу это означает, что таможенные платежи, предназначенные для зачисления в федеральный бюджет, поступают туда не полностью, – 5 % от этих платежей по нормам областного закона подлежит зачислению в региональный бюджет.
Принятие подобного закона на уровне региона и вмешательство в таможенное регулирование в части изменения нормативов поступлений, является неправомерным в силу следующего.
Согласно пункту «ж» статьи 71 Конституции РФ, в ведении Российской Федерации находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.
Согласно статье 4 ФЗ от 03.08.2018 «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а также Договором о Союзе и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. Законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов. Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами Государственной границы Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
К отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
Порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наличных денежных средств и (или) денежных инструментов регулируется международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, валютным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Правовые отношения в области таможенного дела в Российской Федерации могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации.
На основании и во исполнение федеральных законов и указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в сфере таможенного регулирования.
Федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные правовые акты по предмету регулирования настоящего Федерального закона только в случаях, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, дает письменные разъяснения таможенным органам, декларантам и иным лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.
Из указанных норм права следует, что все вопросы, связанные с таможенным делом, включая вопросы распределения таможенных платежей, подпадают исключительно под международно-правовое регулирование и регулирование на федеральном государственном уровне. Принятие законов субъектов Российской Федерации по вопросам таможенного регулирования, не предусматривается.
Следует отметить, что согласно части 1 статьи 51 Бюджетного кодекса РФ , неналоговые доходы федерального бюджета формируются в том числе за счет: таможенных пошлин и таможенных сборов – по нормативу 100 процентов.
Это означает буквально, что все таможенные платежи в полном объеме должны зачисляться исключительно в федеральный бюджет. Частичное зачисление их в иные бюджеты противоречило бы вышеуказанной норме федерального закона – Бюджетного кодекса РФ, вне зависимости от того, каким нормативным актом предусматривалось бы такое частичное зачисление. Тем более является недопустимым регулирование подобных вопросов на уровне регионов, поскольку противоречит нормам Конституции РФ и принятому в соответствии с ней ФЗ от 03.08.2018 года.
В связи с изложенным, заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Вернуться к списку вопросов