Задача № 7 по коммерческому праву

Казус

Налоговый орган произвел проверку правильности исчислении и уплаты в бюджет налога на прибыль крестьянским (фермерским) хозяйством «Темп», в результате которой установила занижение налога на 24 685 рублей. В связи с выявленным нарушением хозяйство было привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, с него была взыскана недоимка по налогу и пени.
Не согласившись с действиями налогового органа, крестьянское хозяйство обратилось в арбитражный суд. Истец ссылался на то, что он имеет льготу по налогу на прибыль. Кроме того, в соответствии со ст. 23 ГК РФ с 01.01.1995 г. глава крестьянского хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Поэтому решение налогового органа о взыскании с истца как юридического лица недоимки и применении к нему финансовых санкций не соответствует налоговому законодательству.
В судебном заседании было установлено, что крестьянское (фермерское) хозяйство «Темп» зарегистрировано решением исполкома районного Совета народных депутатов от 18.10.1991 г. № 314 и в соответствии с Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в редакции от 27.12.1990 г.) приобрело статус юридического лица. Оно состоит на учете в налоговой инспекции и отчитывается о своей хозяйственной деятельности в порядке, установленном для юридических лиц. Иск предъявлен от имени крестьянского (фермерского) хозяйства. Доказательств, подтверждающих принятие мер к изменению его правового статуса, истцом представлено не было.

Решите дело.


Как получить юридическую помощь бесплатно

Решение

Из материалов дела следует, что предметом налоговой проверки являлась правильность исчисления и уплаты налога на прибыль юридическим лицом – крестьянским (фермерским) хозяйством «Темп». Суть жалобы сводится к тому, что надлежащим субъектом налоговых правоотношений является не юридическое лицо – крестьянское (фермерское) хозяйство, а его глава, имеющий статус индивидуального предпринимателя с момента регистрации хозяйства, и одновременно – имеющий льготу по налогу на прибыль. По мнению заявителя жалобы, крестьянское (фермерское) хозяйство и его глава – это одно и то же лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, и в силу этого налоговые льготы, имеющиеся у главы хозяйства, автоматически являются налоговыми льготами самого хозяйства.
Однако такой подход нельзя признать обоснованным.
Действительно, до даты 01.03.2013 года статья 23 Гражданского кодекса РФ содержала положение о том, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (статья 257), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (пункт 2). Этот пункт утратил силу с 01.03.2013 года в связи с принятием и введением в действие Федерального закона от 30.12.2012 года № 302-ФЗ.
В то же время пункт 2 статьи 50 Гражданского кодекса РФ , определяя перечень юридических лиц – коммерческих организаций указывал и указывает в настоящее время, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Отсюда следует, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства как индивидуальный предприниматель и само крестьянское (фермерское) хозяйство – это разные и самостоятельные хозяйствующие субъекты, следовательно, – самостоятельные, независимые друг от друга субъекты налоговых правоотношений. Иначе говоря – те налоговые льготы, которыми обладает глава крестьянского (фермерского) хозяйства, присущи только ему, и не переходят только в силу этого автоматически на само хозяйство.
Из материалов дела следует, что хозяйство «Темп», чья деятельность проверялась налоговым органом, было зарегистрировано, вело деятельность, по ходу которой несло налоговые обязательства исключительно как юридическое лицо, свой статус не меняло, оно же – юридическое лицо, а не его глава, и оспаривает действия налогового органа.
Согласно пункту 1 статьи 48 Гражданского кодекса РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Исходя из этого, правильность исчисления и уплаты налогов должна применяться исключительно применительно к самому хозяйству как к юридическому лицу, а не применительно к его главе как предпринимателю. Оценке по существу подлежит наличие, либо отсутствие налоговых льгот именно у хозяйства, а не у его главы. Наличие либо отсутствие льгот у главы хозяйства правового значения для дела не имеет.
Аналогичный подход содержит и судебно-арбитражная практика (см. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.1998 № 2931/97).

Вернуться к списку вопросов