Задача № 7 по административному праву

Казус

Студент Московского государственного университета Иванов гулял по Красной площади Москвы. К нему подошли сотрудники полиции сержант Сергеев и рядовой Алексеев. Не представившись, сержант Сергеев попросил Иванова предъявить документ, удостоверяющий личность. Студент объяснил сотрудникам полиции, что паспорт он оставил дома и при себе у него есть только студенческий билет. Сотрудники полиции пояснили Иванову, что студенческий билет не является документом, удостоверяющим личность гражданина РФ, и грубо попросили его проследовать с ними в ближайшее отделение полиции для установления личности. Иванов пробыл 3 часа в отделе полиции «Китай-город», после чего его отпустили домой, без составления каких-либо процессуальных документов.

Правомерны ли действия сотрудников полиции?


Как получить юридическую помощь бесплатно

Решение

В соответствии с Указом Президента РФ от 13.03.1997 № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории РФ», Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ , образца бланка и описания паспорта гражданина РФ», Приказа МВД РФ от 16.11.2020 № 773, универсальными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ на территории РФ, являются паспорт гражданина РФ, паспорт гражданина СССР (действителен до замены его в установленные сроки на паспорта гражданина РФ), временное удостоверение личности гражданина РФ – на срок оформления паспорта.
Указанный перечень является исчерпывающим, а, значит, иные документы могут удостоверять личность гражданина РФ лишь в отдельных случаях (в зависимости от цели и места их предоставления). Студенческий билет в перечень универсальных документов не входит, но в то же время имеет статус удостоверения личности несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет при выдаче адресованных ему почтовых отправлений (подпункт «б» пункта 95 Почтовых правил, принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992 года).
Из материалов дела следует, что Иванов имел оформленный паспорт гражданина РФ, которого у него, однако не было при себе во время прогулки и остановки сотрудниками полиции. Предъявленный студенческий билет в рассматриваемой ситуации не мог являться документом , удостоверяющим личность постольку, поскольку имеет статус такового лишь при взаимодействии с органами почтовой связи во время получения несовершеннолетним, не достигшим 16 лет, почтовой корреспонденции. Иванов – студент вуза, в любом случае достиг 16-летнего возраста, корреспонденцию не получал.
Согласно пункта 2 и 13 части 1 статьи 13 ФЗ от 07.02.2011 «О полиции», полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести.
Согласно части 2 статьи 27 ФЗ от 07.02.2011 «О полиции», сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан: 1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья; 2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.
Согласно пунктам 2 и 4 части 3 статьи 28 ФЗ от 07.02.2011 «О полиции», сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток при выполнении обязанностей, указанных в части 2 статьи 27 настоящего Федерального закона, имеет право проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия; доставлять лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение.
Случаи, когда имеются основания для задержания гражданина сотрудниками полиции, установлены лишь двумя федеральными законами.
Так, согласно части 1 статьи 27.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное задержание производится в исключительных случаях, когда это необходимо это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 91 Уголовно-процессуального кодекса РФ, по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, может быть задержано лицо: 1) застигнутое при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) на которое потерпевшие или очевидцы указали как на совершившее преступление; 3) на котором, или его одежде , при нем или в жилище обнаружены явные следы преступления.
Согласно части 2 той же статьи Уголовно-процессуального кодекса РФ, при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Из материалов дела следует, что Иванов просто прогуливался по Красной площади Москвы, не имея при себе документов, удостоверяющих личность. При этом он не являлся лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в отношении которого вынесено постановление по делу о таком правонарушении, тем более, он не являлся подозреваемым в совершении преступления в смысле статьи 91 Уголовно-процессуального кодекса РФ, в отношении него не выносилось постановление суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, он не находился в розыске.
С другой стороны, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что, потребовав у Иванова предъявить документ, удостоверяющий личность, а далее – используя грубые выражения и доставив его в помещение органа внутренних дел, сотрудники полиции оказывали помощь пострадавшим гражданам, отрабатывали обращения граждан, выявили правонарушение, преступление или происшествие, принимали меры по спасению граждан, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия.
В этой связи само требование к Иванову о предъявлении документа, удостоверяющего личность, а далее – требование проследовать в орган внутренних дел, удержание там Иванова в течение трех часов при изложенных выше обстоятельствах дела, не основано на законе.
Кроме того, в любом случае при доставлении гражданина в орган внутренних дел требуется составление протокола (пункт 13 части 1 статьи 13 ФЗ «О полиции), чего, однако, в рассматриваемом случае сделано не было.
При указанных обстоятельствах у сотрудников полиции не было правовых оснований для истребования у Иванова документа , удостоверяющего личность, а отсутствие у Иванова такого документа само по себе не являлось основанием для его доставления в орган внутренних дел, которое, кроме того, еще и не было запротоколировано.

Вернуться к списку вопросов