Задача № 4 по финансовому праву

Казус

Общество с ограниченной ответственностью «ТРАСТ» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее – федеральная служба) от 02.12.2012 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Федеральной службой 19.10.2012–18.11.2012 проведена выездная проверка соблюдения обществом в период с 01.01.2011 по 30.09.2012 законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в ходе которой установлены факты получения обществом 56 лизинговых платежей, сумма каждого из которых превышает 600 000 рублей, а также зачисления на валютные счета общества 25.08.2011 в закрытом акционерном обществе «Конверсбанк» 80 608,4 доллара США, 08.06.2005 в открытом акционерном обществе «Альфа-Банк» 758 000 долларов США и непредставления в уполномоченный орган сведений по этим операциям. По результатам проверки составлены акт от 18.11.2012 № 145 и протокол об административном правонарушении от 21.11.2012.
На основании данного протокола федеральная служба постановлением от 02.12.2012 № 00-05/64П привлекла общество к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 КоАП РФ, за непредставление информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, в виде штрафа в размере 1 500 минимальных размеров оплаты труда, что составило 150 000 рублей.
Считая названное постановление необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.

Решите дело.


Как получить юридическую помощь бесплатно

Решение

Согласно пункту 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента РФ от 13.06.2012 № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу», Росфинмониторинг осуществляет следующие полномочия:
- осуществляет контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма посредством проведения проверок и принятия необходимых мер по устранению последствий выявленных нарушений, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации в этой сфере (подпункт 1);
- осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации (подпункт 4);
- осуществляет в установленном им порядке проверку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом в целях выявления операций (сделок), связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (подпункт 5);
- запрашивает и получает в установленном порядке информацию об операциях (сделках) клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, а также информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитных организаций (подпункт 5.1);
- выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (подпункт 6);
- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом (подпункт 7);
- разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (подпункт 12);
- осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности (подпункт 30).
В том числе, на основании части 1 статьи 23.62 и части 1 статьи 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, органы Росфинмониторинга как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 – 3 статьи 15.27 (в пределах своих полномочий) настоящего Кодекса, и полномочны составлять о таких правонарушениях.
Часть 1 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков. В части второй той же статьи установлена ответственность за те же действия или бездействие, но повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Из материалов дела следует, что уполномоченным органом ООО «Траст» вменено непредставление информации о полученных лизинговых платежах на сумму, превышающую 600 000 руб., зачислении на валютные счета в различных кредитных организациях (банках) иностранной валюты.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 7 ФЗ от 07.08.2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами, в том числе: вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена; наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 6 ФЗ от 07.08.2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций, в частности, к операциям с движимым имуществом по предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга).
Согласно абзацу 5 статьи 3 ФЗ от 07.08.2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», операции с денежными средствами или иным имуществом – действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей, что полностью воспроизводит гражданско-правовое понятие сделки (статья 153 Гражданского кодекса РФ).
Согласно статьям 665 и 666 Гражданского кодекса РФ, по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, кроме земельных участков и других природных объектов.
В силу изложенного подлежит обязательному контролю только операция по фактическому получению или предоставлению предмета лизинга по договору финансовой аренды (лизинга), стоимость которого равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее. Перечисление лизингополучателем лизинговых платежей и получение их арендодателем не является самостоятельной сделкой, а потому это действие в силу ст. ст. 3, 6 ФЗ от 07.08.01 N 115-ФЗ не относится к операции (сделке), подлежащей контролю со стороны уполномоченного органа. Следовательно, несообщение заявителем в уполномоченный орган сведений о лизинговых платежах не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ.
Не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ, и непредоставление обществом сведений о зачислении на его валютные счета иностранной валюты. В силу абзаца 5 подпункта 3 пункта 1 статьи 6 ФЗ от 07.08.2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предоставление подобных сведений является исключительной банка, так как только банк, действующий в качестве кредитной организации непосредственно осуществляет списание со счета или зачисление на банковский счет организации денежных средств.
Поручения клиента банка на осуществление соответствующей банковской операции не предусмотрены нормами ФЗ от 07.08.01 N 115-ФЗ в качестве отдельных операций, подлежащих обязательному контролю, что также не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ.
Аналогичная позиция поддерживается и судебной практикой с 2006 года (см., например, решение Арбитражного суда города Москвы от 02.02.2006 по делу № А40-79527/05-130-657, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.06.2007 № 13570/06 по тому же делу).
Ввиду отсутствия в действиях ООО «Траст» состава вмененного административного правонарушения, постановление органа Росфинмониторинга от 02.12.2012 № 00-05/64П подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении прекращению по основаниям пункта 2 статьи 24.5 КоАП РФ, а жалоба – удовлетворению.

Вернуться к списку вопросов