Задача № 2 по конституционному праву

Казус

Изучив положения избирательного законодательства России, студент Волков посчитал, что предписание статьи 32 (часть 3) Конституции РФ противоречит нормам Конституции РФ, закрепившим принципы свободных выборов и всеобщности избирательного права (ст. 3, ч. 3; ст. 32, ч. 1 и 2; ст. 81, ч. 1).

Допускается ли проверка положений Конституции РФ на предмет их соответствия друг другу?


Как получить юридическую помощь бесплатно

Решение

Нет, подобная проверка действующим законодательством не допускается.
Регламентируя полномочия Конституционного Суда РФ, Конституция РФ (часть 2 статьи 125) и ФКЗ от 21.07.1994 «О Конституционном Суде РФ» (пункт 1 статьи 3) указывают, что данный суд разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Кодекс административного судопроизводства РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ, наделяя суды общей юрисдикции и арбитражные суды полномочиями проверки нормативных актов на предмет соответствия нормативным правовым актам более высокой юридической силы, говорят о возможности оспаривания нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций, об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (пункт 2 части 1 статьи 20, пункты 1 и 1.1 статьи 21 Кодекса административного судопроизводства РФ), об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, если рассмотрение таких дел в соответствии отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.
То есть действующее законодательство допускает лишь проверку на соответствие Конституции РФ всех остальных нормативных актов, имеющих меньшую юридическую силу, чем сама Конституция РФ.
Вместе с тем, противоречия тех или иных норм Конституции РФ друг другу действительно могут иметь место, и их необходимо преодолевать. Преодоление возможно путем официального толкования тех или иных (предположительно – противоречащих друг другу) норм Конституции РФ, полномочиями по осуществлению которого также наделен Конституционный Суд РФ (часть 5 статьи 125 Конституции РФ , пункт 4 статьи 3 ФКЗ от 21.07.1994) и которое в силу статьи 106 ФКЗ от 21.07.1994 «О Конституционном Суде РФ» имеет обязательное значение.

Вернуться к списку вопросов