Задача № 1 по предпринимательскому праву

Казус

Областное Законодательное собрание приняло закон, устанавливающий на территории области правила создания и функционирования специальных экономических зон, затрагивающие режим ведения предпринимательской деятельности.
Прокурор области обратился в суд с заявлением о признании указанного закона противоречащим федеральному законодательству, т.к. закон фактически устанавливает особые правила поведения хозяйствующих субъектов в вопросах предпринимательской деятельности, что относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
Представители администрации области с заявленными требованиями не согласились, указав, что оспариваемый Закон принят в соответствии с действующим законодательством, т.к. оспариваемый Закон принят с целью установления приоритетных направлений социально-экономического развития области через инструменты финансовой, налоговой, бюджетной и структурной политики. Закон только перечисляет формы государственной поддержки, не устанавливая при этом льготных условий их предоставления участникам зоны, особого режима предпринимательской деятельности.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, законом преследовалась цель создания на определенных территориях области благоприятного предпринимательского климата и обеспечения условий функционирования создаваемых зон, для чего вводилось понятие таких зон, устанавливался порядок их образования и функционирования, предусмотрена обязанность органов государственной власти области гарантировать стабильность прав участников зон регулируемого развития и невозможность ухудшения условий их деятельности на протяжении срока действия данной зоны.

Какое решение следует принять суду?


Как получить юридическую помощь бесплатно

Решение

Исковые требования прокурора области, заявленные в соответствии с главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ и разъяснениями пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативно-правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», подлежат удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, принятый и оспариваемый прокурором Закон области устанавливает на территории области как субъекта РФ правила создания и функционирования специальных экономических зон, затрагивающих режим ведения предпринимательской деятельности, а именно – устанавливаются формы государственной поддержки, предусматривается обязанность органов государственной власти области гарантировать стабильность прав участников зон регулируемого развития и невозможность ухудшения условий их деятельности на протяжении срока действия данной зоны.
В соответствии с подпунктами «в» и «е» пункта 1 статьи 1 ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», в соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пункт «о» статьи 71 Конституции РФ определяет, что гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемый прокурором Закон области, регулирующий отношения в области гражданского законодательства, и, в целом, порядок установления особого режима предпринимательской деятельности, противоречит статьями 2 и 3 Гражданского кодекса РФ, относящим регулирование предпринимательской деятельности как способа реализации гражданских прав к исключительному ведению РФ. Следовательно, он принят с превышением полномочий, предоставленных законом представительному органу субъекта РФ.
Кроме того, согласно пункту «н» статьи 71 Конституции РФ, определение исключительной экономической зоны также является предметом ведения Российской Федерации, а не совместного ведения РФ и ее субъектов.
Статья 2 ФЗ от 22.07.2005 «Об особых экономических зонах в РФ» характеризует особую экономическую зону как часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Оспариваемый прокурором Закон области использует понятие «зона регулируемого развития», что тождественно вышеприведенному понятию «особой экономической зоны». При этом объяснения представителя ответчика о том, что Закон не устанавливает особый режим предпринимательской деятельности, несостоятельны: из самого Закона следует, что он устанавливает на территории области правила создания и функционирования специальных экономических зон, затрагивающих режим ведения предпринимательской деятельности через инструменты финансовой, налоговой, бюджетной и структурной политики, установление государственных гарантий.
Согласно пункту 1 статьи 6 ФЗ от 22.07.2005 «Об особых экономических зонах в РФ», решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и территории муниципального образования или территориях муниципальных образований принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации».
Правовое же регулирование отношений в сфере особых экономических зон в РФ осуществляется при помощи Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года, иных актов таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, законодательства Российской Федерации об особых экономических зонах и иного законодательства Российской Федерации (статья 1 ФЗ от 22.07.2005), а не законодательства субъектов РФ.
Отсюда, Законодательное собрание области не вправе было осуществлять собственное правовое регулирование в области установления специальной экономической зоны как территории со специальным режимом предпринимательской деятельности.
По этой причине Закон области подлежит признанию не соответствующим ранее принятым федеральным законам как нормативным актам более высокой юридической силы и недействующим с момента вступления его в силу (пункт 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, абзац 2 пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативно-правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

Вернуться к списку вопросов