Задача № 1 по конституционному праву

Казус

В конституциях Республик Адыгея и Башкортостан было закреплено положение, согласно которому в части внутреннего устройства данных субъектов Федерации конституция республики имела приоритет над Конституцией РФ и федеральным законодательством.

Дайте юридическую оценку указанным нормам.


Как получить юридическую помощь бесплатно

Решение

Статьи 71 и 72 Конституции РФ, принятой 12.12.1993 года устанавливают предметы исключительного (статья 71) и совместного (статья 72) ведения Российской Федерации и ее субъектов, в составе которых находятся Республика Адыгея и Республика Башкортостан (абзац 2 части 1 статьи 65 Конституции РФ).
Заключенный ранее, а именно – 31.03.1992 года Федеративный договор – Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации содержит статьи I и II, определяющие, соответственно, компетенцию федеральных органов государственной власти РФ и компетенцию органов государственной власти республик в составе России. Республика Башкортостан и Республика Адыгея являются участниками указанного Федеративного договора.
Из системного анализа вышеприведенных норм Конституции РФ и Федеративного договора усматривается, что вопросы внутреннего устройства республик в составе РФ не включены ни в предмет исключительного ведения РФ, ни в предмет совместного ведения РФ и республик в ее составе. Соответственно, вопрос регулирования внутреннего устройства республики является предметом исключительного ведения республики и компетенцией ее органов государственной власти.
Согласно части 4 статьи 75 Конституции РФ, вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Часть 6 той же статьи предусматривает, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
Между тем, необходимо учитывать и следующее.
Согласно части 1 статьи 77 Конституции РФ, система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Основы конституционного строя РФ урегулированы главой 1 Конституции РФ, содержащей в своем составе статью 15. Часть 1 этой статьи предусматривает, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Применительно к заданной ситуации это буквально означает, что при разрешении вопросов, касающихся внутреннего устройства Республик Адыгея и Республик Башкортостан как республик-субъектов в составе РФ, необходимо руководствоваться конституциями этих республик, но только в той мере, в какой это не противоречит Конституции РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Поэтому в случае противоречий норм конституций республик при регулировании вопросов внутреннего устройства Конституции РФ и установленным федеральным законом общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, подлежат применению нормы Конституции РФ и федерального закона. Соответственно, положения конституций республик Адыгея и Башкортостан в той части, в которой они закрепляют безусловный приоритет норм этих конституций по вопросам регулирования внутреннего устройства над Конституцией РФ и федеральным законодательством не могут рассматриваться как конституционные.

Вернуться к списку вопросов