ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ СПОСОБА

27/01/2014

Те, кто занимается бизнесом, связанным с поставками товаров, хотя бы раз сталкивался с таким распространенным явлением, как просрочка поставки. Оно и понятно – поставщик сам, как правило, выступает сначала в роли покупателя, ожидая поступления товара, чтобы потом продать его по выгодной цене, а товар задерживают с доставкой. К сожалению, конечного покупателя такая задержка нисколько не волнует. Покупатель преследует исключительно свой собственный интерес, и в случае, если он не получает заказанный и, чаще всего, предварительно оплаченный товар, то начинает начислять неустойку за каждый день просрочки, а иногда – ставит вопрос о расторжении договора и взыскании суммы предоплаты полностью или в части со всеми начисленными пенями. Продавец же, «попадает», как говориться, порой на крупную денежную сумму, да к тому же рискует оказаться в реестре недобросовестных поставщиков, рискуя потерять тем самым всю клиентскую базу, нарабатываемую длительное время с большим трудом.

Но всегда ли прав покупатель в подобной ситуации, и всегда ли имеет место быть просрочка поставки товара?

Для ответа на этот вопрос необходимо обратить пристальное внимание на содержание договора поставки. При длительных хозяйственных связях он обычно составляется классическим способом – в форме единого документа, подписанного обеими сторонами. Немаловажное значение имеет регулирование в таком договоре способа поставки. Закон различает два таких способа – 1) доставка товара со склада поставщика самим поставщиком на склад конечного покупателя и 2) самовывоз товара самим покупателем со склада поставщика.

При первом способе к сроку, указанному в договоре, поставщик обязан обеспечить наличие приобретенного товара на складе покупателя – организовать перевозку, проконтролировать доставку. При втором способе поставщик обязан к назначенному сроку обеспечить наличие товара на своем складе. И в этом случае его единственной обязанностью является уведомление покупателя о наличии товара в предусмотренные договором сроки. Все остальное зависит только от покупателя, который, получив уведомление, должен прибыть на склад поставщика и получить товар, ради которого он туда, собственно, и прибыл. А если уж не прибыл, то ни о какой просрочке поставки и связанных с ней штрафных санкций речи быть не может. Просрочка поставщика при самовывозе будет лишь в том случае, если, прибыв на склад к назначенному сроку за товаром, покупатель выяснит, что товара нет. И вот тогда покупатель может уже и начислить пени.

Иногда из-за незнания закона (низкая правовая культура, что уж тут поделаешь!), а иногда и намеренно, злоупотребляя своим правом, покупатель обращается в суд с иском, в котором пытается доказать просрочку именно со стороны продавца – вот-де, срок поставки был оговорен такой-то, а я забрал его тогда-то. Не смейтесь, как ни наивно звучат такие объяснения, но подобные случаи на самом деле далеко не редкость! Рассматривая дело по существу, суд в первую очередь проверит способ доставки, и если это – самовывоз, то продавцу нужно доказать только факт наличия товара на своем складе к установленному договором сроку и надлежащее уведомление покупателя, полученное им заблаговременно.

Вернуться в раздел Советы