СДАЧА-ПРИЕМКА


Как получить юридическую помощь бесплатно

20/02/2017

Выполнение работ по договору подряда завершается сдачей результата работ подрядчиком заказчику. Соответственно, заказчик должен организовать приемку, если есть какие-то замечания – указать на них подрядчику для последующего устранения. При отсутствии замечаний – принять сданный, готовый результат. Приемка без замечаний, в свою очередь, знаменует окончание либо определенного этапа работ по договору, либо всех предусмотренных договором работ в целом. То же самое касается сдачи результата по договору возмездного оказания услуг. И в случае с подрядом, и в случае с договором об услугах – порядок сдачи-приемки одинаков.

Как я уже когда-то писал – все оформляется актом. Будь то приемка товара, будь то сдача готового результата подрядных работ и (или) оказанных услуг. В предпринимательской практики все необходимо документировать. В случае спора при помощи этих документов можно легко доказать, что работы (услуги) предъявлялись к приемке и де-юре либо де-факто приняты заказчиком. Нет документов – суд обоснованно придет к выводу, что никто никаких работ не выполнял и (или) услуг не оказывал. Поэтому и актов не направлял. В этой связи первое, что должен сделать подрядчик (исполнитель) – это ПРЕДЪЯВИТЬ выполненную работу (ее результат) заказчику. Делается это так. Исполнитель (подрядчик) составляет акт, в котором фиксирует перечень тех работ, которые он выполнил. Если речь идет об услугах – в акте рекомендуется подробно перечислить перечень проведенных мероприятий. После составления акт подписывается исполнителем (подрядчиком) и опечатывается его печатью (если речь идет об организации или индивидуальном предпринимателе).

Сформированный акт подрядчик (исполнитель) должен предъявить заказчику. Можно пригласить представителя заказчика по телефону на место сдачи-приемки. Если он явился, результат работ (услуг) будет оценен им тут же и тут же будет подписан акт – с замечаниями, либо без таковых. На практике же сообщение о готовности вместе с прилагаемыми экземплярами актов (иногда к ним добавляют исполнительную документацию, готовый результат – например, изготовленную на заказ вещь) направляют заказчику в письменной форме с обязательной фиксацией как направления, так и получения. Дескать, вот результат, приди, оцени, прими и подпиши. Итак, акт сформирован, направлен и заказчиком получен. Работы (услуги) к приемке предъявлены.

Следующий этап – собственно, сама ПРИЕМКА. Обычно она осуществляется на месте выполнения работ (оказания услуг). Приходит полномочный представитель заказчика, проводит необходимые осмотры, замеры, прочие «проверочные» мероприятия. Если все его устроило, акт подписывается без замечаний с его стороны. Все – работа (услуга) оказана надлежащим образом, сдана заказчику и принята им. Бывает, выявляются замечания по качеству, объему выполненных работ. Они должны быть отмечены заказчиком в акте. В этом случае они считаются принятыми с замечаниями, и на подрядчика (исполнителя) возлагаются дополнительные обязательства, связанные с устранением этих недостатков и замечаний. Конечно, встречаются ситуации, когда работы (услуги) выполнены (оказаны) из рук вон плохо. Тогда заказчик может вообще не подписывать никаких актов, а подрядчик (исполнитель) считается не выполнившим работы (не оказавшим услуги). Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Сложные случаи возникают тогда, когда заказчик занимает пассивную позицию и «молчит». Имеется в виду следующее. Он получил от исполнителя (подрядчика) акт и предложение явиться для осуществления приемки. В ответ, как говорится, тишина. И встречных писем с замечаниями, возражениями и предложениями нет, и явки для приемки нет. Безусловно, подрядчику (исполнителю) нет смысла ждать долго. По нормам закона в подобных ситуациях подрядчик (исполнитель) вправе подписать акт сдачи-приемки в одностороннем порядке и направить его теперь уже заказчику просто для сведения. Предварительно сделав пометку о том, что работы (услуги) предъявлены тогда-то, приняты тогда-то в одностороннем порядке без замечаний. И действительно, в таких случаях юридически работы считаются принятыми, а услуги оказанными без каких-либо замечаний и возражений по объемам и – самое главное – качеству выполнения. Соответственно, заказчик, принявший работу без замечаний, обязан произвести доплату – если, конечно, не внес все деньги авансом до сдачи. Хотя такого почти не бывает.

И вот такие акты, подписанные в одностороннем порядке при указанных обстоятельствах, при точном соблюдении описанных выше процедурах ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ и ПРИЕМКИ считаются действительными и при наличии спора принимаются судами как надлежащее доказательство качественного и полного выполнения работ (оказания услуг). Обязанность их опровержения возложена на «молчавшего» доселе заказчика. Впрочем, то, какими средствами он может и должен их опровергать, – предмет совсем иного повествования.

Вернуться в раздел Советы юриста