ПОЕЗДКА ОМРАЧЕНА УТРАТОЙ … БАГАЖА


Как получить юридическую помощь бесплатно

12/11/2016

Есть такой анекдот. Подходит мужчина в аэропорту к представителю авиакомпании и говорит:
- Почему я улетел в Ханты-Мансийск, а мой мой багаж – улетел в Париж?
Представитель отвечает:
- Ну что Вы переживаете, ну бывают такие случаи, мы обязательно разберемся, и Ваши вещи отыщутся.
Мужчина:
- Я еще раз спрашиваю: ну почему мой багаж улетел во Францию, в Париж, а я – в Ханты-Мансийск?
- Да я же Вам говорю – ничего страшного, разберемся, рядовая ситуация…
- Я последний раз спрашиваю: почему багаж в Париж, а я – в Ханты-Мансийск? ПОЧЕМУ НЕ НАОБОРОТ?!!!

Смех смехом, а в жизни, столкнувшись с подобной ситуацией, становится совсем невесело. Ладно, если действительно установлено, куда отдельно от вас отправился багаж, и его возврат – вопрос времени. А если нет? Если он утерян безвозвратно? К кому предъявлять претензии?

По общему правилу, ответственность в таких случаях несет перевозчик. Если говорим о воздушной перевозке, то – авиакомпания – владелец воздушного судна, организовавшая перевозку, в ходе которой и случился подобный конфуз. Подробно об этом говорят статьи 118 и 119 Воздушного кодекса РФ. Авиакомания – в случае утраты багажа (а сейчас мы говорим о безвозвратной утрате) несет ответственность, если не докажет, что: 1) ею были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять; 2) утрата багажа не явилась результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки. Отсюда, действует презумпция виновности перевозчика в утрате, а отсутствие таковой должен доказывать он – перевозчик.

Но размер ответственности перевозчика ограничен определенными пределами, а именно: 1) за утрату багажа, принятого к воздушной перевозке с объявлением ценности, – в размере ТОЛЬКО объявленной ценности, и не больше. Предположим, объявленная ценность сдаваемого в багаж чемодана со всем его содержимым составила 4 000 руб. Ну так задекларировали! Больше 4 000 рублей пассажир при утрате от авиакомпании не получит; 2) за утрату багажа, принятого к воздушной перевозке без объявления ценности, – в размере его стоимости, но не БОЛЕЕ шестисот рублей за килограмм веса багажа. Здесь, как видим, стоимость утраченного багажа должен подтвердить и обосновать пассажир. Ему необходимо привести полный перечень утраченных вещей с указанием стоимости. Но если эта указанная стоимость превысит лимит – шестьсот рублей за килограмм (а вес определен в посадочном талоне), – все, сверх лимита никто ничего выплачивать не будет.

Это мы описали случаи, когда багаж теряется на внутренних рейсах, например, Казань – Москва, Москва – Екатеринбург и т.д. А если гражданин едет в Египет по туристической путевке, и багаж утерян при вылете из Казани в Хургаду? Можно ли возложить обязанность на перевозчика и здесь? В Воздушном кодексе РФ на этот счет формулировка достаточно туманна – за утрату багажа при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации (часть 3 статьи 119). А вот судебная практика нашей страны исходит из того, что в данной ситуации нести материальную ответственность за утрату багажа должен туроператор, поскольку услуги по перевозке включены в состав туристического продукта. И в данном случае эти услуги были оказаны некачественно. Так, в соответствии с разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, изложенными в пункте 50 Постановления от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», по делам по спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, надлежащим ответчиком и исполнителем договора перевозки с потребителем признается туроператор, который в соответствии с пунктом 2 статьи 638 ГК РФ вправе без согласия арендодателя по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки.

Ничего не попишешь – прямое указание высшего судебного органа страны – отвечать должен туроператор. Причем отвечать по полной, что называется, программе – в рамках «сурового» Закона о защите прав потребителей – полностью возместить убытки (иначе говоря – полная стоимость утраченных вещей), компенсировать моральный вред пассажиру, да еще и штраф выплатить – если не «захочет» отвечать на претензию пассажира, а суд в итоге признает ее обоснованной. Конечно, это не говорит о том, что авиакомпания-перевозчик, по разгильдяйству которой и произошла эта некрасивая история, останется в стороне. Выплатит туроператор денежки потерявшtму вещи пассажиру, а потом свои убытки начнет в порядке регресса взыскивать. С авиакомпании, разумеется, – в размере сумм, выплаченных пострадавшему пассажиру.

Будем надеяться, что ни с кем из потенциальных авиапассажиров ничего подобного никогда не случится. Но если уж случилось – знайте, потеря будет компенсирована. Не авиаперевозчиком, так уж туроператором обязательно.

Вернуться в раздел Советы юриста