ОСНОВА БУДУЩЕГО ИСКА

08/01/2018

С сентября 2016 года в Арбитражный процессуальный кодекс РФ были внесены поправки, которые предусмотрели ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ соблюдение досудебного порядка урегулирования спора. До того, как направить иск в арбитражный суд, потенциальный истец должен попытаться решить вопрос мирно. Он должен обратиться к потенциальному ответчику и потребовать удовлетворения своих требований. И только после того, как тот (потенциальный ответчик) даст отрицательный или иной не устраивающий ответ, либо по истечении специального срока (устанавливается законом или договором) не даст ответа, только тогда можно готовить и подавать исковое заявление. Конечно, не для всех категорий дел такой порядок предусмотрен в качестве обязательного, но для большинства он является именно таковым, то есть обязательным и необходимым.

Гражданское процессуальное законодательство обязательного досудебного или, как еще говорят, претензионного, порядка, не предусматривает. Вместе с тем, на практике он применяется широко, даже если не предусмотрен в качестве обязательного законом или договором. То есть до обращения с иском в суд общей юрисдикции потенциальный истец направляет потенциальному ответчику письменное требование. И дальше – как в арбитражном процессе – проигнорировал, не удовлетворил, дал отрицательный ответ, – направляем в суд общей юрисдикции исковое заявление.

Что касается лично моего субъективного мнения, то я только «за» использование досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров. Этот порядок важен тем, что, возвращаясь к заглавию своей статьи, он является основой будущего иска. Большинство претензий (досудебных требований) остаются без удовлетворения. На них либо не отвечают вообще, либо дают отрицательные ответы, либо выдвигают некие встречные требования. Но не удовлетворяют. Поэтому все равно придется обращаться в суд, готовить исковое заявление. И готовить его на основании той самой претензии (досудебного письма), которое вы подготовили и отправили потенциальному ответчику ранее.

Что из себя представляет претензия? Правильно, это некое требование. Например, выплатить деньги, совершить определенные действия (например, возвратить имущество, заключить договор и т.д.). Но требование не может существовать само по себе, взяться ниоткуда, «с потолка». Для любого требования нужны основания. Основания – это те обстоятельства, совокупность которых привели к возникновению этого требования.

Теперь посмотрим на исковое заявление. Процессуальное законодательство предписывает указывать в исковом заявлении предмет и основание иска. В ходе же рассмотрения дела судом истец по закону может предмет или основание иска поменять (либо то, либо другое, но не то и другое одновременно!). Определимся, что предмет и основание иска. Предмет – это материально-правовое требование истца к ответчику. Опять же, в частности, подразумеваются требования выплатить деньги, возвратить имущество, освободить квартиру и т.д. Основание иска – это обстоятельства, на которых истец основывает в иске свое материально-правовое требование к ответчику, то есть вышеуказанные предмет иска. Заметили сходство между претензией и исковым заявлением? Думаю, да. И то, и другое имеет одинаковые компоненты – предмет – требование и основание – обстоятельства, на которых основан предмет. В претензии и иске они одинаковы. Вы не можете предъявить иск, основанный на совсем другой претензии, отличающейся от него либо по предмету, либо по основаниям, либо и по той, и по другой составляющей. Поэтому нужно ли говорить, что правильно подготовленная претензия – залог юридически грамотно составленного искового заявления?

Хочу обратить внимание на несколько практических, житейских, так сказать, моментов подготовки искового заявления и претензии. В отношении искового заявления, особенно предъявляемого в арбитражный суд, закон устанавливает особые требования. Так, в нем обязательно указание на нормативную базу – законодательные акты, которыми регулируются материально-правовые требования (предмет) применительно к существующим обстоятельствам (основаниям). Для исков в суды общей юрисдикции обязательного указания на нормативные акты не предусмотрено, но, полагаю, если вы хотите видеть свой иск полноценным, целесообразно все же сослаться на них. Так вот исковое заявление, в отличие от претензии, должно быть максимально развернутым. В претензионном письме вы можете изложить буквально две строчки: скажем, был заключен договор, по которому вы приняли товаров на столько-то миллионов, а по факту заплатили столько-то. Прошу в срок 10 рабочих дней произвести доплату, иначе обращусь в суд. В исковом же заявлении нужно Коротко – договор, прием товара и неполная оплата – основания, оставшаяся часть долга – предмет, требование. Костяк есть. Для искового же заявления этого костяка совсем недостаточно. Нужно указывать и отдельные положения заключенного договора, и документы, подтверждающие исполнение или неисполнение (неполное исполнение) обязательств, и, как я указал выше, – нормативную базу. Только тогда оно будет понятным для суда, которому предстоит его рассматривать и оценивать. Но нет в этом ничего сложного – в составлении правильного иска, – если он основан на правильной претензии. Извиняюсь за образное сравнение: в претензии – скелет, в исковом – он же, только в мясе!

Вернуться в раздел Советы