ОДНОИМЕННЫЕ ФИРМЫ


Как получить юридическую помощь бесплатно

01/07/2016

Ежедневно налоговые органы нашей страны регистрируют создание множества фирм – юридических лиц. Каждое юридическое лицо – каждая из созданных фирм – имеет свое наименование, присваиваемое при создании и включаемое в Единый государственный реестр юридических лиц. Названия или на языке нашего законодательства – фирменные наименования – могут быть самыми разнообразными. Одни связаны с планируемой деятельностью фирмы, другие включают в себя сочетание имен (фамилий) их учредителей, третьи – ассоциируются с именем любимой девушки учредителя. Да мало ли! И множественность создаваемых фирм нередко приводит к тому, что некоторые из них имеют одинаковые наименования, либо практически одинаковые или, как опять же говорит закон, – сходные до степени смешения.

В принципе, ничего страшного, если организации с одинаковыми или сходными до степени смешения названиями находятся в разных регионах. Ну есть Юридический центр «РеАл» в Казани, и есть фирма с таким же названием в Санкт-Петербурге! Разве могут они помешать друг другу? Нет, конечно, так как расположены за тысячу с лишним километров друг от друга. Но как же быть в том случае, если одинаковые по фирменному наименованию организации находятся в одном городе или даже одном районе этого города? Обе осуществляют деятельность, да мало того, похожую – торговлю товарами. По сути – пусть неумышленный, но способ «увода» потенциальных клиентов, если хотите – недобросовестное ведение бизнеса, устранение конкурента на рынке определенных товаров, работ, услуг.

Безусловно, мириться с таким положением дел нельзя, и способом защиты является предъявление в суд иска о возложении обязанности прекратить использование фирмой-ответчиком тождественного либо сходного до степени смешения фирменного наименования. Разберем более подробно, в каких случаях иск «имеет шанс» быть удовлетворенным.

Во-первых, организация-истец с тем или иным фирменным наименованием должна быть зарегистрирована (создана) раньше, чем организация-ответчик. Установить это можно достаточно просто – взять сведения из ЕГРЮЛ и сравнить, кто был зарегистрирован «первее», чье фирменное наименование появилось в реестре раньше. Во-вторых – наименования должны быть или тождественными или сходными до так называемой степени смешения. Что такое степень смешения, в законе не говорится. Предполагается, однако, что степень смешения имеет место в том случае, если наименование фирмы-ответчика содержит в себе полностью или частично наименование фирмы-истца. Например, истец называется «Фита», а ответчик – «Фита Маркет» (обе организации действительно существуют). Или «КИФ» и «КИФ-плюс» (тоже реально существующие фирмы). Вот вам и степень смешения.

Далее – суд должен установить, ведут ли эти организации с тожественными или сходными наименованиями аналогичную друг другу деятельность. Если обратиться к тому же ЕГРЮЛ, то там, кроме данных о директорах, учредителях, уставном капитале, дате создания и регистрации, указываются сведения о видах деятельности юридических лиц – основных и дополнительных. Сравнивая их, можно прийти к определенным выводам. Например, видно, что обе организации занимаются торговой деятельностью, истец – условно говоря – торговлей электротоварами, ответчик – так называемой прочей торговлей. Опять неясность! Нужно выяснять, чем фактически занимаются обе организации, что каждая из них реализует по факту. Установить это можно по рекламной информации, размещаемой фирмами в СМИ, сети «Интернет», по договорам, которые фирмы заключают со своими контрагентами, по свидетельским показаниям. В качестве свидетелей могут выступить потребители, когда-либо приобретавшие товар у истца и ответчика и приглашенные в заседание суда заинтересованной стороной.

Пример – обе фирмы реализуют холодильное оборудование, о чем дают соответствующую рекламу. Но – оборудование оборудованию рознь. Скажем, истец продает холодильники, которые мы, граждане-обыватели, устанавливаем на кухнях своих квартир для того, чтобы хранить во избежание порчи продукты питания. А ответчик продает холодильное оборудование промышленного толка, используемое для хранения продукции на складах в целях последующей реализации. То есть разный потребитель у истца и ответчика, а потому нельзя утверждать о ведении ими аналогичной деятельности. Следовательно, нет в этом случае недобросовестной конкуренции, нет «увода» клиентов и «сбития их с толку» за счет одинаковых или похожих названий, нет оснований для удовлетворения иска.

И, как мы говорили выше, сравнивая Казань с Санкт-Петербургом, важно и место дислокации фирм, место осуществления ими своей деятельности. Пусть обе организации оказывают юридические услуги, но обе находятся далеко и друг другу помешать не могут в принципе.

Если же суд установит тождество в фактически осуществляемой деятельности одноименных фирм, да еще и то, что «работают» они на одной, как говорится территории, – будьте спокойны – иск удовлетворят. И придется менять фирменное наименование. Да еще и расходы судебные истцу возмещать – госпошлину, да представительские. Поэтому, намереваясь создать юридическое лицо (фирму) – насколько возможно, посмотрите, не окажется ли по соседству с вами что-то похожее, одинаковое по названию, да еще и по роду деятельности. Если окажется – продолжайте подбирать наименование. И чем оно оригинальнее, тем меньше вероятности «пересечения».

Вернуться в раздел Советы юриста