О ВОЗМОЖНОСТИ ИСПРАВИТЬ ОШИБКУ

22/05/2017

Как правило, участвуя в судах, мы, юристы, защищаем потребителя – покупателя, заказчика. Или, как говорят теоретики, – «экономически слабую сторону». Однако бывает и так, когда приходится вставить на защиту и «сильной» стороны – продавцов, изготовителей товаров, подрядчиков, исполнителей услуг. Пользуясь лозунгом «потребитель всегда прав», покупатели, заказчики начинают просто злоупотреблять. Отсюда так называемые «потребиллеры», «профессиональные покупатели». Это достаточно юридически грамотные субъекты, рассчитывающие на незнание продавцами, подрядчиками, исполнителями законодательства о защите прав потребителей. Своими поступками они просто подводят ситуацию к тому, чтобы продавец или подрядчик допустили какое-либо нарушение, а потом – суд, взыскание, компенсация морального вреда, штраф… Поэтому первое, что должен усвоить продавец, подрядчик, исполнитель, изготовитель – как защитить себя при работе с потребителями.

Я не буду касаться вопросов, связанных с продажей товаров – продуктов питания, техники, одежды и т.д. Сам работая в сфере консалтинга, оказывая юридические услуги, считаю необходимым особое внимание уделить тем, кто связан с выполнением работ и оказанием услуг. Безусловно, статья будет полезна и потребителям – конечно, добросовестным. Ведь если их права действительно нарушены, наш долг – отстоять их, основываясь на нормах закона.

Итак, как известно, прежде всего работы должны выполняться, а услуги – оказываться в согласованные с потребителем сроки. Нарушение согласованных сроков выполнения – хороший повод для расторжения договора и взыскания неосвоенных, так сказать, денежных средств, если была предоплата. Правда, потребитель может назначить новый срок, потребовать уменьшения стоимости и т.д. Но обычно этими средствами не пользуются. Возвращай деньги – и все. Отсюда – если взялись за работу, делайте ее как можно скорее, не забывая отчитываться и докладывать заказчику о ходе ее выполнения. Но не забывайте и о качестве.

С качеством отдельная история. Пожалуй, самое важное для исполнителя (подрядчика) – выполнить работу или оказать услугу надлежащего качества. Тут, скажу я вам, потребитель даже на нарушение сроков (незначительное, конечно) глаза может закрыть: уж если ему понравилось, как вы выполнили заказ, сроки отойдут на второй план. Но вот сдали вы результат выполненной работы (оказанной услуги) своему заказчику. И обнаружил он в нем некие изъяны, а потому посчитал, что проделанная вами работа (оказанная услуга) никуда не годна.

Правомерно ли в такой ситуации сразу же заявлять требования о расторжении договора и возврате предоплаты, мотивируя их тем, что работы выполнены ненадлежащим образом? Если проанализировать статью 29 Закона РФ о защите прав потребителей, то да, вроде бы право на расторжение договора есть. Но необходимо соблюсти определенное условие. И установка законодателем такого условия обусловлена как раз-таки тем, чтобы позволить исполнителю (подрядчику) исправить допущенную ошибку. Не доводя до прекращения договорных и вообще каких-либо отношений. Ведь все мы люди и ошибиться может каждый. Надо дать шанс на исправление. Так вот – прежде, чем требовать возврата аванса, потребитель, обнаруживший имеющиеся, по его мнению недостатки, в том числе и так называемые существенные, должен потребовать от исполнителя (подрядчика) их безвозмездного устранения. Установив для этого – в одностороннем порядке, либо по соглашению с исполнителем (подрядчиком), – соответствующий разумный срок. И только в том случае, если в установленный срок недостатки не будут устранены, – можно требовать расторжения договора именно по причине некачественного выполнения заказа с вытекающими отсюда последствиями.

Но и тут нужно выяснять, по какой причине недостатки не были устранены! Если ввиду непрофессионализма подрядчика (исполнителя) – один момент – правда на стороне потребителя. Если же недостатков на самом деле не было, а заказчик добросовестно заблуждается, либо злоупотребляет – вопрос другой. Впрочем, для разрешения подобных казусов и существует суд. В суде же исполнитель (заказчик) должен занять весьма активную позицию. Ведь бремя доказывания того, что недостатков в действительности не было, и он работал качественно, лежит именно на исполнителе (подрядчике). Ну что поделаешь – «экономически более сильная сторона»!

Вернуться в раздел Советы