НЕТ «ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ» НЕУСТОЙКЕ!


Как получить юридическую помощь бесплатно

16/12/2018

Известно всем, что потребитель вправе отказаться от договора оказания услуг с исполнителем по собственной инициативе. Как правило, отказ обуславливается оказанием услуг ненадлежащего качества. Но бывают случаи и безмотивного отказа. На примере юридических услуг это может выглядеть следующим образом. Заключен договор на оказание услуг по юридическому сопровождению процесса внесения долга. Но должник – потенциальный ответчик – иногда даже до подачи иска вернул требуемую сумму. Следовательно, необходимость в дальнейшем сопровождении отпала, и заказчик уведомил исполнителя об отказе от его услуг. То же мы можем наблюдать и в случае отказа от договора страхования жизни и здоровья в так называемый период «охлаждения».

Чем бы не был обусловлен отказ, но при нем исполнитель обязан вернуть оплаченный аванс, если таковой был. Если причиной отказа послужило некачественное оказание услуг – возврату подлежит оплаченная сумма полностью, да сверх нее подлежат возмещению убытки заказчика. Если отказ не связан с ненадлежащим качеством услуг – сумма также подлежит возврату, но за вычетом расходов исполнителя, либо исполнитель вправе удержать сумму, пропорциональную объему оказанных услуг. Но, так или иначе, возврат должен быть, и должен быть осуществлен в пределах определенного срока. Относительно договоров, связанных с оказанием услуг потребителям, он нормативно оговорен и составляет 10 дней с момента поступления требования. При нарушении срока начисляется неустойка на невыплаченную сумму и начисляется она до даты фактического возврата денежных средств.

Только в практике – когда сталкиваемся с несвоевременным возвратом – периодически нет-нет, да и возникает вопрос – по каким законодательным нормам начислять неустойку. Предположим, что договор заказчика-потребителя и исполнителя никакой неустойки не предусматривает вообще. Следовательно, подлежат применению положения закона, допускающего применение неустойки во всех случаях просрочки исполнения. Вопрос только один – какого именно закона и почему.

Честно сказать, самое простое – обратиться к нормам Закона РФ «О защите прав потребителей». В нем содержится статья 28, которая устанавливает, что за нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг) исполнитель выплачивает заказчику неустойку по ставке 3 % от цены договора за каждый день просрочки. Согласитесь, весьма жестко. Сумма неустойки может получиться внушительной, даже превышающей цену договора и фактически уплаченную сумму. И суды, даже в том случае, когда отказ от договора безмотивен и не связан с оказанием услуг ненадлежащего качества, применяли при допускаемой просрочке возврата денежных средств именно ее – 28-ую статью Закона о защите прав потребителей. Недавно на собственном опыте довелось убедиться в неверности такого подхода.

Посмотрим, что буквально говориться в этой статье. Она носит исключительно санкционный характер и предусматривает начисление неустойки за НАРУШЕНИЕ СРОКОВ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ (ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ). То есть, если юрист должен был подготовить исковое заявление, скажем, к 10-му числу, но не сделал это и к 20-му числу месяца, вследствие чего заказчик утратил интерес в его работе и отказался от договора, мы имеем дело с классический случаем применением 28-ой статьи Закона о защите прав потребителей. Абсолютно правомерным здесь будем начисление неустойки по ставке 3 %.

Статью 28 мы применяем и в том случае, если заказчик отказывается от договора в связи с ненадлежащим качеством оказанных услуг. Нарушение требований о качестве – все равно, что нарушение требований о сроках. Выполнил плохо – все равно, что не выполнил и даже не приступал к выполнению вообще. Поэтому неустойка по 28-о статье по ставке 3 % в день – тебе, горе-исполнитель, в самый раз.

Но вот когда отказ заказчика от договора не обусловлен ничем, никаких виновных действий исполнитель не совершал, и продолжение договорных отношений зависело исключительно от воли и желания потребителя, ни о какой 28-ой статье и предусмотренной ею неустойке по ставке 3 % речи просто не может быть. Иное противоречило бы самому содержанию данной нормы, применяемую в строго определенных случаях. Здесь не то, что строго определенного, даже похожего случая мы не наблюдаем. Принцип аналогии исключается. Значит, обращаемся к общим положениям Гражданского кодекса РФ. В нем же содержится широко известная статья 395, применяемая как мера ответственности за нарушение денежных обязательств, при любой просрочке исполнения, НО – если иное не предусмотрено законом или договором. Договором, как мы указали раньше, неустойка не предусмотрено, специальный закон (в данном случае – Закон о защите прав потребителей) не применим, не сложилась для него ситуация. Поэтому 395-ая и только она. Предусмотренная ею ставка равна ключевой ставке Банка России и на сегодняшний день она составляет с 17.09.2018 – 7,5 %. Причем, эта величина весьма нерегулярная, и в разные периоды она была различной. Означает это то, что если период просрочки возврата денежных средств приходился на различные периоды действия различных ставок, то применяется ставка соответствующая определенному периоду.

Вернуться в раздел Советы юриста