НАСТАИВАЙТЕ НА ПРИНЯТИИ!

25/07/2015

Лично я предпочитаю направлять в суды иски и жалобы по почте, заказным письмом с уведомлением о вручении. Согласитесь, гораздо удобнее и быстрее, нежели сидеть в коридоре помещения суда в очереди на прием, тратя свое рабочее время, которого порой и так не хватает. Направлять документы по почте я всегда рекомендую и своим клиентам. Ну, а уж если вы все же решили сдать свое заявление на личном приеме, считаю своим долгом предупредить о возможности столкнуться с некоторыми особенностями этого самого приема.

Не секрет, что сами судьи уже достаточно давно не ведут прием граждан и не берут от них каких-либо заявлений, кроме как в ходе судебного заседания под соответствующую запись в протоколе. И это несмотря на то, что на дверях кабинетов судей многих судов еще сохранились таблички с указанием времени приема граждан! Прием исков осуществляют помощники судей. Я, будучи в свое время помощником судьи в Кировском районном суде Казани, сам занимался этим, вел специальный журнал, в который старательно записывал всех ко мне приходящих и суть их исковых требований (теперь учет носит исключительно автоматизированный характер). Молодые выпускники юридических вузов и факультетов, обладающие только теоретическими знаниями, но зачастую лишенные практического опыта или имеющие о нем поверхностные познания, нередко «заворачивают» предъявляемые им на приеме заявления. Причины «возвратов» пестрят своим многообразием.

Иногда доходит до комических ситуаций. Не так давно в Советском районном суде Казани помощник судьи не принял заявление лишь только потому, что человек, просивший об установлении факта, имеющего юридическое значение, озаглавил свое обращение как «исковое заявление», а не просто «заявление». «Ведь вы же не в исковом порядке в суд обращаетесь, а в порядке особого производства, – убеждал ничего не понимающую бабушку помощник, – идите-ка и перепишите заглавие»! В другом случае гражданину отказали в принятии из-за того, что он уплатил государственную пошлину в повышенном (!) размере по сравнению с тем, как ее надлежало уплатить. Помощник настаивал на том, чтобы гражданин осуществил возврат излишне уплаченной пошлины, справку о возврате приложил к исковому материалу и подал его в суд заново. Часто поводом для возвращения служат документы, которые гражданин прилагает к иску, – по мнению некоторых помощников, те или иные документы не имеют отношения к заявленным требованиям и ничего не подтверждают. Другие помощники считают, что представленных документов не достаточно для подтверждения позиции, а потому, по их мнению, гражданин должен что-то собирать дополнительно и только потом приходить в суд, как говорится, полным набором. Пристальное внимание помощников нередко заостряется и на содержании искового заявления – грамматические ошибки, неточность формулировок, слишком короткое или, наоборот, слишком длинное изложение фактов и требований. Все это может привести к отказу в принятии заявления, причем не со стороны суда в лице судьи, а со стороны помощника.

Следует ли говорить, что все это незаконно! Отказать в принятии, возвратить заявление, оставить его без движения, причем на основании мотивированного определения, которое может быть обжаловано в вышестоящем суде, может только судья. Да и не каждый судья-профессионал возьмет на себя ответственность сделать нечто подобное, ибо крайне часты случаи отмены вышестоящими судами определений, принимаемых на стадии принятия исковых заявлений к производству. Верховный Суд России, например, категорически запрещает оставлять без движения иски, которые, по мнению судей, содержат неточные формулировки, или к которому приложены не все, а только некоторые обосновывающие документы, и об этом я уже писал. Не привеnствуется и отказ в принятии к производству искового заявления без выяснения характера правоотношений – лучше уж принять к производству, назначить предварительное судебное заседание, выяснить, что и откуда, а потом, при наличии оснований, прекратить это самое производство мотивированным определением. То же можно сказать и о возвращении исков.

Исключения составляют только грубые нарушения, допущенные заявителями при подаче, – не указание наименования суда, сторон, адресов, фактических обстоятельств, требований (то есть обязательных реквизитов искового заявления), неуплата государственной пошлины. Именно на это должен обращать внимание принимающий помощник судьи. По сути, он должен принимать от гражданина все, что тот ему дает, проверяя лишь комплектность и соответсвие представляемых документов приложению (к слову сказать, в арбитражном суде уже давно практикуется именно такой способ приема). Потом, по завершении приема, исковое заявление поступит судье, который под свою ответственность и примет окончательное решение – принимать к производству, отказать в принятии, возвратить или оставить без движения. И с этим решением гражданин-заявитель вправе не согласиться и оспорить его в частном порядке. Помощнику, которому показалось, что что-то не так, необходимо указать гражданину на недостатки, предупредить о возможных последствиях, но тем не менее взять заявление и зарегистрировать его. А потом уж, об имеющихся по его мнению недостатках, помощник вправе сообщить судье, прикрепив к иску соответствующее поясняющее письмо.

Что касается граждан, то рекомендую не вступать в полемику, тратя свои нервы, силы и время. Настаивайте на принятии – не принимать помощник не имеет права! Помните и о своем праве обжаловать судебные акты, принимаемые на стадии принятия иска к производству суда. Но, вместе с тем, учитывайте рекомендации помощников и их прогнозы относительно дальнейшей судьбы иска на стадии принятия. Ведь они, несмотря на то, что молоды, все-таки обладают специальной подготовкой и плохого, я думаю, не посоветуют.

Вернуться в раздел Советы