КВАРТИРЫ НЕ БУДЕТ. БЕРИТЕ ДЕНЬГИ


АКЦИЯ. СКИДКИ НА УСЛУГИ ДО КОНЦА ГОДА

19/03/2015

Наше жилищное законодательство для некоторых категорий граждан предусматривает внеочередное обеспечение жильем. К таким гражданам относятся, например, те, кто является собственником или нанимателем жилья, проживает в квартире, занятой несколькими семьями, и в составе лично его семьи имеется человек, страдающий неким специфическим заболеванием, при котором невозможно проживание в одной квартире нескольких семей. При постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий этот гражданин должен быть обеспечен жильем вне очереди. А так как, в основном, наличию соответствующего заболевания сопутствует инвалидность, то человек-инвалид, кроме всего, имеет право на дополнительную площадь.

Читая закон, буквально понимаешь его так: человеку должны дать квартиру, то есть «дополнительные квадратные метры». Но не тут-то было – читать закон нужно между строк.

Известно, что жилищное законодательство находится в совместном ведении России и ее регионов. Проще говоря – федеральное законодательство определяет какие-то общие принципы и положения, которые получают свое детальное развитие на местах. Так, федеральный закон гласит, что обязанность обеспечения жильем возлагается на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и на органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов (регионального или муниципального). Законодательство же субъектов Федерации определяет непосредственно сам механизм, при помощи которого происходит обеспечение жильем, так сказать, в деталях.

На примере Республики Татарстан мы наблюдаем следующую картину. Закон Татарстана от 08.12.2004 г. № 63-ЗРТ (в ред. Закона от 23.07.2014 г. № 69-ЗРТ) содержит норму о том, что инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в данном перечне, признанным нуждающимися в жилых помещениях, вставшим на учет после 01.01.2005 г., предоставляется субсидия (единовременная денежная выплата) на приобретение жилого помещения. При наличии у инвалидов и детей-инвалидов права на дополнительную жилую площадь, жилищная субсидия предоставляется с учетом такого права. Иными словами – в Республике Татарстан вместо предоставления собственно квартиры («дополнительных квадратных метров») допускается только денежная выплата на самостоятельное приобретение данной квартиры.

В чем-то такой подход, разумеется, обоснован. Жилищное строительство в Республике, безусловно, ведется. Но и соответствующих семей достаточно много. Строители просто не успевают, жилищного фонда (имеется в виду социальное жилье) просто катастрофически не хватает. С другой стороны, закон возлагает обязанность по обеспечению жильем, и эту обязанность нужно выполнять (так и именуют – расходные обязательства региона). Вот и заменили предоставление квартиры, как говорится, в натуре денежной выплатой. И за счет этой денежной выплаты нуждающийся приобретает жилье уже в собственность, а не на условиях социального найма.

Другой вопрос, каким образом и в каком размере будет выплачиваться субсидия. Очевидно, что выплаты пойдут за счет республиканского бюджета, а, значит, в нем это должно предусматриваться отдельной строкой – на соответствующий финансовый год. То же республиканское законодательство предусматривает, что порядок расчета жилищной субсидии утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан. Но вот как он утверждается, и что из себя представляет, – извините, совсем другая история.

К чему я это говорю? К тому, что до недавнего времени татарстанские суды возлагали на Кабмин обязанность предоставлять вышеуказанным инвалидам и детям-инвалидам жилье (квартиры) на условиях социального найма. Изменения в Закон об адресной социальной поддержке изменили и сложившуюся судебную практику. Относительно недавно Верховный суд Татарстана по апелляционной жалобе Кабмина отменил решение районного суда, принятого «по старому» закону, указав красной строкой, что предоставление благоустроенного жилья по договору социального найма не предусмотрено, а предусмотрена единовременная денежная выплата, то бишь субсидия. Поэтому, уважаемые граждане и их представители, предъявившие иски «об обязании предоставить внеочередное жилье» – пока не поздно, измените требования, просите деньги, основываясь на тех же обстоятельствах. Ну, а кто не изменил и все-таки получил «положительное» решение, – будьте готовы к его отмене в апелляции, если, конечно, по какой-либо причине апелляционный суд не рассмотрит дело по правилам первой инстанции, и вы все же сможете «откорректировать» требования.

Вернуться в раздел Советы