КОГДА НИКТО НИЧЕГО НЕ НАРУШИЛ


АКЦИЯ. СКИДКИ НА УСЛУГИ ДО КОНЦА ГОДА

31/07/2018

Произошло дорожно-транспортное происшествие с участием водителей двух транспортных средств. Прибывшие сотрудники ГИБДД усмотрели в действиях обоих нарушение Правил дорожного движения. На обоих составили протоколы. Обоих потом же и привлекли к административной ответственности (в главе 12 КоАП РФ много разных статей!). «Ну, конечно же, обоюдная вина», – воскликнете вы и будете правы. При обращении обоих водителей в страховую компанию (имею в виду – по полису ОСАГО) и тому и другому произведут выплаты в так называемом «половинчатом» размере – вина-то обоюдная. И никаких сомнений в том, что выплатить все-таки надо, не возникнет. Принесут водители два постановления – каждый о привлечении себя любимого к адмотвественности и всё – в режим ожидания за выплатами.

Однако редко, но бывает, что после составления протокола на обоих водителей – участников ДТП, на так называемом «разборе» (по юридически – рассмотрение дела об административном правонарушении) в отношении обоих же дело прекращают. Причем прекращают не за истечением срока давности, а за отсутствием состава или даже события административного правонарушения. Проще говоря – никто не виноват. Ни обоюдно, ни в одиночку. Хотя и машины разбиты и требуют ремонта.

При обращении в страховую компанию последней ничего не остается, как отказать в выплатах и тому, и другому водителю. Там ведь тоже одни формалисты работают – нет постановления о наложении взыскания – значит, невозможно определить виновного. Кому выплачивать-то? С кого потом в порядке регресса взыскивать? На помощь приходит гражданское судопроизводство.

Правила дорожного движения РФ содержат очень много положений. Все знают, что нарушать их нельзя. Но не всякое нарушение Правил дорожного движения наказывается несмотря на то, что оно по своей сути нарушение. Кодекс РФ о административных правонарушениях (КоАП РФ), конечно, предусматривает довольно составов, связанных именно с нарушениями ПДД. Но не все нарушения образуют составы административных правонарушений. На юридическом, опять же, языке это называется пробел. Да, водитель нарушил Правила, но привлечь к ответственности его нельзя, потому что в КоАП РФ содержится исчерпывающий перечень составов, а его нарушение ни под один не подпадает. То же касается и второго водителя. Поэтому определять степень вины каждого из них будет суд, но уже в порядке гражданского судопроизводства в рамках рассмотрения дела о взыскании страхового возмещения.

Первым вопросом, который предстоит выяснить суду, это установить степень вины каждого водителя. Да, да, вы не ослышались – именно вины. Совершенно верно – водитель не виновен в административном правонарушении. Но это не означает, что он не виновен в ДТП. Быть виновным в ДТП и быть виновным в правонарушении, наказуемом в административном порядке – это разные вещи. Верховный Суд РФ, кстати, это многократно подчеркивал – подобного рода споры и до него доходили (аж до самого Президиума!). Ты нарушил Правила дорожного движения, значит, ДТП произошло по твоей вине. Но к административной ответственности тебя привлечь нельзя – нет состава – пробел-с…

Практика показывает, что в подобного рода случаях – когда прекращены административные дела в отношении обоих водителей – требования ПДД нарушают как раз оба из них. Например, один не выбрал безопасную дистанцию, позволяющую контролировать дорожную ситуацию и реагировать на ее изменение. В то же время второй водитель при движении задним ходом, не убедился в безопасности маневра и создал помеху для участников движения. Вот вам и снова обоюдная вина – действия (бездействие) обоих водителей состоят в причинно-следственной связи с ДТП и причиненным в его результате ущербом. Оценит ее суд в показателях 50 на 50 и обяжет страховую компанию выплатить 1/2 стоимости страхового возмещения.

Отмечу, что только страховое возмещение и взыщет. Ни о каких штрафах, неустойках и компенсациях морального вреда речи не идет. Забудьте. Ведь все это – штрафы, компенсации, пени с неустойками – это меры ответственности за нарушение требований потребителя. Но в данном случае страховая компания не выполняла требования застрахованного не «просто так». Она не могла определить виновника самостоятельно – ну не входит это в ее компетенцию, понимаете? Мы помним, что в стразовую компанию принесли два постановления о прекращении дел об административных правонарушениях в отношении обоих водителей. Им было рекомендовано обратиться в суд. До рассмотрения же дела судом вопрос о вине участников дорожно-транспортного происшествия решен не был. Поэтому и страхования не выплачивала, а, следовательно, своих обязательств по договору не нарушила. В этой связи нет и санкций по отношению к ней.

Полагаю, что данная статья будет полезна и в тех случаях, когда один водитель был привлечен к административной ответственности за нарушение ПДД по соответствующей статьей КоАП РФ, а второй – «соскочил» с нее ввиду истечения срока давности. Это, конечно, не реабилитирующее основание, но что делать страховой? Данных о виновности второго водителя у них нет – есть только данные о виновности первого водителя, который «набрался наглости» и пошел за деньгами. При том, что сам кругом виноват и формально никаких выплат ему не положено. Но из обстоятельств дела видно, что второй-то тоже нарушил ПДД, просто «повезло», не успели оштрафовать. Идем в суд в порядке гражданского судопроизводства.

Вернуться в раздел Советы